Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Н.Н.ЕФИМОВА,                                                  АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
доктор  искусствоведения,  зав.  кафедрой
звукорежиссуры  и режиссуры мультимедиа
Академии  медиаиндустрии
e-mail: Efimova-ipk@mail.ru


Аннотация. В  данной  статье  рассматриваются  проблемы,  связан-ные  с  утратой  традиций  отечественной  звукозаписи,  а  также  идет речь о путях  их  восстановления.
Summary. This  article  shows  the  problems  connected  with  the  loss  of  traditions  of  domestic  sound  recording,  and  also  the  conclusions  are  dramm  about  how  to  restore  them.
                                                                  
Ключевые слова: проблемы, традиции, звукозапись.
Key words: problems,  traditions, sound, recording.  

К  ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ЗВУКОЗАПИСИ

            Состояние  современной  отечественной  звукозаписи  свидетель-ствует  о  том,  что к  настоящему  времени  богатейшие  традиции,  накопленные  за  значительный  период  прошлых  лет, во многом утеряны. Этот  процесс  происходит    по  разным  причинам.
          Во-первых,    раньше  наши лучшие    звукорежиссеры имели  солидное профессиональное образование. Такие  выдающиеся мастера старшего  поколения как Александр   Гросман,  Давид  Гаклин, Виктор Бабушкин, Аркадий  Мелитонян,  Петр  Кондрашин,  создавшие  замечательные  звукозаписи  произведений  Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, С. Прокофьева,  эстрадной    музыки  и  др.,  имели   высшее  музыкальное  образование.  В  ВУЗах,  где  они  учились,  преподавались  гармония,  сольфеджио,  музыкальная  литература,  инструментовка,  чтение  симфонических  партитур и  наряду  с  ними  – акустика,  физика,  то  есть  то,  что  было  необходимо  для  формирования  настоящего  профессионала.  Такие  звукорежиссеры  обладали  прекрасным  слухом,  тонким  художественным  вкусом.  На  сегодняшний  день,  к  сожалению,  звукозаписью  могут  заниматься  люди,  которые если  и  владеют  современной  звукорежиссерской  техникой,  то  не  имеют  даже  начального  музыкального  образования,  а  следовательно,  развитого  музыкального  слуха.  Такой  «звукорежиссер»  не  слышит  окончания  музыкальной  фразы,   не  чувствует  динамику  развития  темы  и  может  оборвать  ее  на  кульминации,  не  может  читать  партитуру  музыкального  произведения    и  т.д.  

Вместо  профессиональных  студий  звукозаписи  появилось  большое  количество  частных  студий. А  ведь   большую  роль в  формировании  фонда  прекрасных  звукозаписей  прошлых  лет сыграла  знаменитая  отечественная   студия   звукозаписи   «Мелодия»,  которая  была  создана  в  1964-ом  году  и  объединила  деятельность  студий  грамзаписи  в  разных  городах  Советского  Союза.  В  этой студии  «Мелодия»  записывались  такие  замечательные  коллективы  как  Государственный  симфонический  оркестр  Министерства  культуры  СССР,  руководил  им  дирижер  Геннадий  Рожденственский;  Государственный  академический  симфонический  оркестр  СССР  с  его  руководителем,  дирижером  Евгением  Светлановым.  Основное  внимание  в  своем  репертуаре  эти  прославленные  коллективы  уделяли  русской  симфонической  классике (П.Чайковскому,  М.Глинке, А. Лядову  и  др).

Разнообразен  репертуар  оркестра  Московской  филармонии (дирижер  Дмитрий  Китаенко), он  записал  все  симфонии  С.Рахманинова,  Р.Штрауса.
Большой  симфонический  оркестр  Гостелерадио  СССР  (дирижер  Владимир  Федосеев)  в  основном  записывал  свои  фонограммы  для  радиовещания  и  телепрограмм,  но  он  записывал  и  все  симфонии  А.Глазунова.
На  студии  «Мелодия»  отреставрированы  записи  Генриха Нейгауза,  Владимира Софроницкого,  Марии  Юдиной,  Эмиля  Гилельса,  Марии  Гринберг  и  др. На  этой  же  студии  делались  записи  Давида  Ойстраха  и  Леонида   Когана.    Михаил  Плетнев  записал  на  фирме  «Мелодия»  произведения  Л.Моцарта,  П.Чайковского,  Ф.  Листа.
Евгений  Кисин – блистательный  пианист  – записывался  на  фирме  «Мелодия»  с  самых  первых  шагов.  На  дисках  фирмы  появлялись  имена  юных  скрипачей  – Максима  Венгерова  и  Вадима  Репина. Конечно,  во  всем  этом  участвовали  наши  прославленные  профессиональные  звукорежиссеры,  обладающие  тонким  музыкальным  вкусом,  великолепным  слухом  и  звукорежиссерскими  навыками. 

Но вот  наступили  90-е годы.  Фирма  «Мелодия»  и  Государствен-ный дом радиозаписей были погребены под волнами кризиса. После  ликвидации  ГДРЗ возникло, как уже было сказано,  большое  количество  частных  звуковых  студий,  где  в  основном  работают  кустарные  «звукорежиссеры»,  производящие  некачественную  звукозапись  как  по  техническим,  так  и  по  творческим  параметрам,  а  ведь  любая  звукозапись – это  исторический  документ  для  последующих  поколений.  Именно  поэтому  многие   наши  отечественные  композиторы,  такие  как Эдуард  Артемьев, Алексей  Рыбников  и  некоторые другие,  не доверяя  запись  своих  музыкальных  творений  кустарям, стараются  иметь  домашние  звуковые  студии  и  сами  производят  запись  своих  произведений.  Но  далеко  не  все  композиторы  и  исполнители  имеют  такую  возможность.  Поэтому,  как  мне  думается,  надо  специально  готовить  звукорежиссеров  музыкальной  звукозаписи  на  базе  наших  ведущих  музыкальных  ВУЗов,  как  это  было  раньше. Повторяю,  что  настоящий  звукорежиссер  – это  прежде  всего  музыкант,  обладающий  необходимыми  техническим  знаниями,  а  не  просто  человек,  знакомый  с  компьютерными  звуковыми  технологиями.

В  90-е  годы  очень  пострадало  и отечественное  телерадиовеща-ние в целом.  В  1996-ом  году  было  ликвидировано  «Останкино».  Опыт  профессиональных  режиссеров,  редакторов  и  других профессиональных телевизионщиков  оказался  невостребованным.  На  смену  им  пришла  молодая  поросль  выпускников  МГУ, ряда иных  учебных  заведений,  которая  по  большей  части  была  совсем  не  подготовлена  для  работы  на  телевидении.  Это  коснулось  и  звукорежиссеров.  Если  раньше,  как  я  уже  говорила  выше,  звукорежиссерами  могли  работать  люди,  имеющие  музыкальное  образование  в  обязательном  порядке,  то  теперь  основную  часть  звукорежиссеров  телевидения  стали  представлять  люди  в  музыкальном  плане  совершенно  неподготовленные.  Если  они  еще как-то справлялись  с  озвучанием  новостных  программ  и  малообъемных  телепередач,  то записать оригинальную музыку  в  тон-ателье были не в состоянии, потому  что никогда  в  жизни  в  глаза  не  видели  партитуру  музыкального  произведения!

Большую  озабоченность  вызывает    сегодняшнее  положение  дел  по  сохранению  огромного  Золотого  фонда  звукозаписей,  хранящихся  в  хранилищах  Гостелерадиофонда (сделанных  профессиональными  звукорежиссерами). Весь фонд надо как можно скорее перевести с пленки 6,25 (она подвержена  рассыханию  и  рассыпанию  от  времени)  на  цифровые  носители.  Работы уже начались, но если перепись производить такими темпами, то потребуется  несколько  десятков  лет. Это значит – неизбежны потери огромного количества уникальных  звукозаписей: могут  исчезнуть  записи  в  исполнении  Ф.Шаляпина,  Л.Собинова,  А.Неждановой  и  других  выдающихся  Мастеров  прошлого.  

Известно,  что здоровое  общество нуждается в здоровой  духовной  пище. Это,  кстати,  понимают на Западе. В беседе с главным режиссером  театра  им.  Ермоловой  Владимиром  Андреевым  я  узнала,  что  в  конце  80-х  годов  его  пригласили  в  Бостон  для  постановки  чеховской  «Чайки».  Он  рассказывал,  что  там  с  утра  до  вечера  по  «Русскому  радио»  звучали  отрывки  из  произведений А.Чехова,  Л.Толстого,  Ф.Достоевского;  музыка  П.Чайковского, С.Рахманинова,  А.Скрябина  и  др.  Что  звучит сейчас   у  нас  в  стране  по  различным  каналам  радио  и  телевидения – не  требует  комментариев. А  ведь  в  60-е-80-е  годы  прошлого  века  и  у  нас  на  отечественном  ТВ и РВ  было  много  образовательных,  художественных,  музыкальных  программ,  которые предлагали аудитории качественную  в  художественном  отношении  музыку,  зву-чала  грамотная  речь.  В  то  время  телерадиовещание  выполняло    свою  просветительскую  функцию,  выдавая  в  эфир  лучшие  образцы    отечественной  музыкальной  культуры  как  в  чисто  музыкальных  программах,  так  и  в  структуре  разножанровых  эфирных  программ.  Известный  советский  композитор  Т.Н.Хренников   писал  тогда: «И  симфоническая  музыка,  и  лучшие  произведения  всех  видов  музы-кального  творчества,  звучащие   по  телевидению  и  радио,  становятся  средствами  воспитания  хорошего  вкуса,  приобщают  зрителей-слушателей  к  великим  ценностям,  что  оставлены  в  наследство  нашими  предшественниками,  и  к  лучшим  образцам  современной  музыки».   Все  это формировало  здоровую  акустическую  среду  эфира  и  общества  в  целом.

В  90-е  годы,  как  отмечали ведущие искусствоведы,  все  художе-ственное  вещание  было  практически  сведено  до  минимума.  Почему-то  не  оказалось  денег  на  производство  отечественных  теле- и  радиопрограмм,  зато  с  Запада хлынул  поток  низкопробной  продук-ции   в  виде  многочисленных  сериалов,  как  близнецы  похожих  друг  на  друга.  Возник и ряд  негативных  тенденций,  ведущих  к  уничтожению  отечественной  звуковой  культуры. Таким  образом,  состав  и  качество  звуковой  среды  современного  эфирного  пространства    тесно  связан  с  политикой  и  процессами,  происходящими  в  самой  структуре  современного  отечественного  телерадиовещания.  Основные  его  черты – отсутствие профес-сионализма у создателей программ; изменение природы ценностей, основной вектор которого – сугубо потребительское  отношение зрителей  и  слушателей к эфирной информации; опора на предлагаемую систему  смыслов  и  псевдоценностей,  которые  создают  современные  ТВ  и  РВ – в соответствии с избранной тем или иным каналом идеологией. Налицо также стремление  создателей  программ  увести  аудиторию  в  мир  вымысла  и  ирреальности,  деконструкция  действительности,  поиски  «удовольствий»  в  ущерб  смыслу,  преобладание ироничности,  смехового начала – в конечном итоге – погоня  за  рейтингом  любой  ценой,  размывание  жанров  эфирных  программ,  потакание  дурным  вкусам  невзыскательной  части  аудитории.

Особенно  подчеркивается безудержное, далеко не всегда оправданное стремление  к  игровому,  развлекательному  началу:  «Игра,  которая  так  распостранена  на  ТВ,  вытесняет  самою  реальность,  уводит  от  нее,  стремится  к  заблуждению,  опережает  действительность,  эпатирует  ее.  В  итоге  смотрящий  человек  достигает  такого  душевного  состояния,  когда  противоположность  между  игрой  и  действительностью  оказывается  порушенной.  Смотрящий начинает  мыслить  в  категориях  игры:  игра  составляет  основное  телевизионное  поле,  она  проникает  не  только  в  словесную  ткань,  но  сама  становится  миром  текста,  или,  наоборот,  текстом  мира».  
Что  касается  звукозаписи,  то  ей  уделяется  очень  мало  внима-ния.  Из  отечественного  эфира  начинают  исчезать  шедевры  отечест-венного  музыкального  искусства,  а  на  их  месте  появляются  до-вольно  пошлые  и  некачественные  в  техническом  и  художественном  отношении  фонограммы.  
Возникает  вопрос – что же нужно  сделать,  для  того,  чтобы  мы имели  возможность слушать  лучшие  звукозаписи  в  нашей  стране?  

Наряду  с  изменением  общей  государственной  политики  по  этому  вопросу,  необходимо  позаботиться  и  о  сохранности  самих  звукозаписей. Именно  поэтому  нужно  как  можно  быстрее  и  качественнее  производить  перенос  с  пленки  на  цифру. Но  в  этом  процессе, прежде  всего,  надо  определить:  какие  звукозаписи  надо  переводить  в  первую  очередь,  а  какие  во  вторую,  в  третью  и  т.д. ,  а  также  с  каких  звуковых  носителей  переписывать  музыку  на  цифровые  диски,  чтобы  получить  качественную  звукозапись.
       В  начале  2000-х  годов   Б.Я.Меерзон – главный  специалист  по  звуку  Телерадиофонда  – вместе  с  автором  этих  строк  провели  эксперимент –  сравнили  качество  звукозаписи  одного  и  того  же  музыкального  произведения  с  матрицы  (металлического  исходника)  и  с  пленки  6,25.  Оказалось,  что  на  пленке  более  качественная  запись.  Произошло  это  скорее  всего  потому,  что  матрицы  хранились  неправильно  и  из-за  этого  подверглись  деформации.  Поэтому  было  решено  переводить  звукозаписи на  цифру  именно  с  пленки.   Чтобы  ускорить  процесс  перезаписи, необходимо  иметь  дорогостоящее  оборудование.  Гостелерадиофонд  кое-что  уже  делает  для  решения  этого  вопроса,  но  этого  явно  недостаточно.

Отдельного  внимания  требует к себе и сама история  отечествен-ной  звукозаписи. В  настоящее  время  необходимую  информацию  по  любому  вопросу  можно  найти  в  Интернете,  различных  печатных  изданиях  и  т.д.,  но,  к  сожалению,  эта  информация  подчас  искажена,  факты  фальсифицированы, и для того, чтобы  восстановить  реальные  события,  приходится их тщательно проверять. А ведь на основе и  фальcифицированных  данных  молодые  ученые  пишут  квалификационные работы!
Наиболее  достоверную  информацию, на мой взгляд, можно  получить  из  воспоминаний  очевидцев  тех  или  иных  событий,  которых  с  каждым  годом  становится  все  меньше  и  меньше. Для  того,  чтобы  восстановить  подлинную  историю  звукозаписи, мне, например,  удалось  воспользоваться  воспоминаниями  замечательного  человека,  высокопрофессионального  специалиста Бориса  Яковлевича  Меерзона. В результате мною была написана книга,  и хочется  надеяться,  что она послужит импульсом  для  дальнейших  исследований  в  этой  области.

Подытожив  вышеизложенное,  можно  сказать,  что для сохранения  и развития традиций  отечественной  звукозаписи основное внимание надо  сосредоточить на основных, как мне представляется, самых важных вопросах, – прежде всего возобновить подготовку  музыкальных  звукорежиссеров  на  базе  музыкальных  ВУЗов страны.  На  сегодняшний день наиболее  профессионально   звукорежиссеров у  нас готовят ВГИК  им.  Герасимова  (Государственный  институт  кинематографии),  Музыкальная  Академия  им. Гнесиных,  Институт  современного  искусства,  ГИТР  им.  Литовчина (Государственный  институт  телевидения  и  радиовещания),  Академия  хорового  искусства  им.  В.Попова,  МГУКИ  (Московский  государственный  институт  культуры). Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ) готовит  звукорежиссеров  из слушателей,  имеющих  любое базовое  высшее  образование  на  факультете  переподготовки (очное  и  заочное  обучение),  а  также  на  факультете  повышения  квалификации  для  звукорежиссеров,  которые  уже  работают  в  сфере  телевидения  и  радиовещания.  Кроме  того,  каждый  год  проводится  конкурс  звукорежиссерских  студенческих  работ  им.  В.Бабушкина. Но всего этого  пока  недостаточно.

Необходимо  также  вернуть  на  каналы  отечественного  телевидения  и  радиовещания  звукозаписи  лучших  музыкальных  произведений  и как  можно  скорее  перевести  музыкальные  звукозаписи  Гостелерадиофонда  с  пленки  на  цифровые  носители  и,  наконец,  восстановить  объективную  картину  истории  отечественной  звукозаписи.
При   решении  этих  важных  задач – подчеркнем еще раз – надо осознавать то, что важнейшим  звеном  в  формировании  звуковой  среды  является  звукорежиссура.  От профессионализма звукорежиссера во  многом  зависит  как  техническое,  коммуникативное,  так  и  художественно-эстетическое  качество  акустической  информации. 

Литература

  • Барабаш  Н.А.  Телевидение.  Игры  постмодернизма. – М.: МГПУ, 2003.
  • Ефимова  Н.Н.  Призвание. (Из  истории  отечественной  звукозаписи  по 
  • воспоминаниям  Б.Я.Меерзона). – М.: ГИТР  им.  Литовчина, 2010.
  • Ефимова  Н.Н.  Звук  в  эфире. – М.: «Аспект-пресс», 2005.
  • Наш  друг – телевидение. – М.: «Искусство», 1986.
  • Севашко  А.В. Звукорежиссура  и  запись  фонограмм. – М.: «625», 2004
     

Новости

В институте

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

15/12/2016
23-я Региональная конференция ИНПУТ

15/12/2016
НАШ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ

15/12/2016
Высокая оценка наших cоседей

14/12/2016
«Инженер транспорта» об Академии медиаиндустрии

08/12/2016
Мастер-класс на 1 Канале

08/12/2016
ПОЗДРАВЛЯЕМ !

08/12/2016
На VI фестивале «Интеграция»

04/12/2016
КИПРАС МАЖЕЙКА В КАЗАХСТАНЕ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука