Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Л. П. Шестеркина,                                                                                                                                                         Журналистское образование
доктор филологических  наук,          
профессор, декан факультета журна-
листики, зав. кафедрой «Средства
массовой информации»  Южно-
Уральского государственного
университета
e-mail: 250852@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье освещены теоретические и практические аспекты проблемы управления журналистским образованием студентов вуза на примере внедрения инновационной модели подготовки журналистов в Южно-Уральском государственном университете, рассматривается специфика развития современного журналистского образования,а также инновационные подходы к организации управления системой подготовки медиаспециалистов на современном этапе.
Summary.  The article deals with the theoretical and practical aspects of the problems of management of the journalistic education of the university’s students, for example introduction of an innovative model of training for jour-nalists in the South Ural State University. The author of the article analyses are specific issues of contemporary journalism education, and innovative approaches to management training system experts of media on the modern phase.

Ключевые слова: журналистское образование, управление, инноваци-онная модель, телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», учебный процесс, обучение, воспитание, информационное пространство, журналистика.
Key words: the journalistic education, management, innovative model, TV-Radio company “SUSU-TV”, the learning process, education, upbringing, information space, journalism.

Рассмотрение теоретических и практических основ управления системой образования журналистов на современном этапе в данном научном исследовании опирается на опыт разработки инновационной модели журналистского образования в контексте становления конвергентных СМИ  и внедрения этой модели в образовательный процесс факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета г. Челябинска. При этом логика исследования обращает нас прежде всего к раскрытию понятия «управление» в различных сферах человеческой деятельности.

В самом широком смысле термин «управление» получил широкое распространение в ХХ веке. Особенно в связи с развитием такой науки как кибернетика. Один из ее основателей, американский математик Норберт Винер впервые научно обосновал данное понятие в своем классическом труде «Кибернетика, или Управление и коммуникация у человека и животных» (1948). Концепция «обратной связи», предложенная Винером, стала неотъемлемой частью современной научной картины мира и оказала значительное влияние на психологию, социологию, лингвистику и ряд других наук. На рубеже ХХ и ХХI столетий идеи Винера об управлении как совокупности способов организации и функционирования системы любой природы реализовывались не только в сфере теоретической мысли, но и в конкретных сферах практической деятельности человека и общества – политике, бизнесе, образовании, cфере коммуникации и информации.

Мы определяем категорию «управление» первоначально в самом общем теоретическом смысле – это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Понятно, что данный термин может быть распространен практически на все действующие системы, независимо от их природы – биологические, социальные, технические, информационные и т.д., но нас в силу специфики исследуемой сферы человеческой деятельности интересует журналистское образование.

В настоящее время значительная часть научных исследований, по-священных проблеме управления образованием, направлена на поиск и анализ основ возможной его модернизации, разработки основ и методов управления инновационными процессами, определение новых моделей образовательного процесса, проблем руководства образовательным учреждением. Подобная проблематика нашла и находит свое отражение в работах таких ученых как В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А.Г. Бермус, Е.И. Павлюченко, В.И. Байденко и ряд других, убедительно доказывающих, что управление образованием предопределяет будущее образовательной системы. От того, как устроено и как срабатывает управление, в решающей мере зависят качество и эффективность системы образования, характер и направление ее развития. Именно поэтому задача модернизации управления образованием является одной из основных задач на очередном этапе реформирования системы образования Российской Федерации, что нашло отражение в соответствующих дирек-тивных документах и организационных решениях .
В данном контексте и на этом этапе становится принципиально важным определить тот тип вуза, в котором исследуется управление системой журналистского образования.

Методической и практической базой для исследования стал «Южно-Уральский государственный университет», который по количественным и качественным показателям входит в число крупнейших вузов Российской Федерации, где проблемы инноваций в системе образования рассматриваются как возможность изменять систему управления образованием.
Если обратиться к накопленному опыту управления инновационными процессами в Южно-Уральском государственном университете, то стоит отметить, что в составе вуза функционирует 32 факультета, 145 кафедр, 15 различных структурных подразделений (в том числе и телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» ), около десяти научно-исследовательских институтов. В 2007-м году ЮУрГУ стал победителем в конкурсе лучших инновационных программ высших учебных заведений в рамках национального проекта «Образование», в 2010-м – получил статус национального исследовательского университета. Названные достижения во многом объясняются созданием внутри вуза специальной управленческой структуры управлением инновационной образовательной программой.
На нижеприведенной схеме 1 дано наглядное изображение реализо-ванной в ЮУрГУ системы управления программой инновационного развития.
 
 
В случае нашего исследованиия всего спектра проблематики управления журналистским образованием в контексте университетской системы образования особенно значительным представляется то обстоятельство, что мы рассматриваем вопросы управления журналистским образованием в условиях практического внедрения в Южно-Уральском государственном университете инновационной модели подготовки журналистов, теоретически разработанной на трех уровнях: профессионально-интегральном, дидактическом, практико-формирующем.
Профессионально-интегральный уровень – это процесс формирования компетенций журналиста (как специалиста) и бакалавра-журналиста на основе инновационных подходов и проектирования основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика», разработанных учеными МГУ им. М. В. Ломоносова.

Среди этих подходов выделим универсальные (общенаучные, инструментальные, социально-личностные, общекультурные) и профессио-нальные (общепрофессиональные компетенции теоретического характера, а также методико-технологические и практические) компетенции специалиста; углубленные компетенции теоретико-концептуального, методико-технологического, научно-исследовательского характера и дополнительные компетенции бакалавра.
Вторую – дидактическую часть модели определяют такие принципы организации журналистского образования как гуманистичность, фундаментальность, системность, социализация, технологичность, интенсивность, индивидуализация, творческий характер, инновационность. Мы подробно рассматриваем такие специфические подходы к журналистскому образованию как модульный принцип построения основных образовательных программ, согласованность и целевое единство учебного процесса, профессиональная самореализация в зависимости от основных профилей обучения. Автором предлагается апробированная схема обучения, когда процесс овладения обучаемыми общетеоретическими и специальными знаниями идет синхронно с их практической деятельностью по созданию реального медиапродукта в производящих и вещательных электронных СМИ вуза. В этих условиях процесс самореализации обучаемого происходит не только по основным профилям обучения и особенностям, типам, проблематике, тематике, видам деятельности СМИ, но и в условиях конвергенции вузовских средств массовой информации.

На третьем уровне – практико-формирующем – определены условия осуществления инновационной модели подготовки журналистов: научно-методические (разработка и внедрение комплекса специальных дисциплин, учебников, методических пособий и указаний, современных подходов к преподаванию журналистики), процессуальные (технологии современного журналистского образования, информационные технологии, проектные технологии, педагогические технологии, профессиональные творческие конкурсы) и материально-технические компоненты (технетизация учебного процесса, цифровые производящие и вещательные электронные СМИ вуза, глобальная сеть информационных технологий в вузе, конвергенция вузовских СМИ), которые обеспечивают эффективность функционирования модели. Определены формы контроля: пропедевтический (вступительный), текущий (учебное задание, контрольная работа, доклад, опрос), про-межуточный (коллоквиум, тестовое задание, реферат, зачет, отчет о самостоятельной и творческой работе студента), итоговый (экзамен, защита курсового проекта, разбор практики, подготовка досье, комплексная профессиональная диагностика) и выпускной (выходной) контроль, включающий в себя итоговый государственный экзамен, творческое досье выпускника, выпускную квалификационную работу творческого либо исследовательского характера.

Профессионально-интегральный, дидактический, практико-форми-рующий уровни модели подготовки журналистов являются, по сути, совокупностью инновационных подходов в управлении журналистским образованием, позволяющих непосредственно адаптировать учебный процесс к квалификационным требованиям, выдвигаемых субъектами современной профессиональной медийной деятельности в условиях конвергенции СМИ.
При переходе на систему обучения «бакалавриат + магистратура» был принят учебный план по направлению «журналистика» (код специ-альности – 030600) . В нем при общем объеме в 7706 учебных часов на проведение практических занятий запланировано 1660 часов и 4224 часа – на самостоятельную работу студентов. Общий же объем времени на прохождение практики обозначен как 16 недель за 4 года обучения. Синонимичность организационной проблематики выражается в данном случае в количественных показателях отведенного учебным планом времени на практические занятия и самостоятельную работу студентов. И хотя опыт организации процесса обучения в вузе показывает, что значительная часть времени, отводимого на самостоятельные действия студента в основном расходуется на знакомство с учебной литературой и соответствующими источниками сведений и знаний, важно подчеркнуть предоставление возможностей для возникновения у будущего журналиста потребности в творческой самореализации. А для этого лучшим алгоритмом его учебных действий является непосредственное участие в производстве определенного медиа-продукта.

Подобная проблематика всегда остается на повестке дня в вузах, осуществляющих подготовку и обучение будущих журналистов. Нельзя сказать, что данная тема обрела характер дискурса в научной полемике о современных проблемах журналистского образования в России. Периодически печатаются публикации на данную тему . Однако реальное разрешение имеющегося противоречия между теорией и практикой высшего образования журналистов достигнуто чисто эмпирическим путем именно с помощью управленческих решений. Показательно, что первыми их приняли те университеты, где давно и успешно осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка по специальности «журналистика» (МГУ, СПбГУ, ИПК работников ТВ и РВ). В них были организованы учебные телерадиостудии . В дальнейшем структура их деятельности со-вершенствовалась, они неоднократно реконструировались и технически переоснащались. И сегодня эти студии, имея статус учебно-производственных подразделений, реализуют модель функционирования полноценного СМИ. Университетская же телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ сделала шаг вперед: на ее базе осуществляется процесс конвергенции университетских СМИ (телевещание, радиовещание, газета, сайт), а это означает, что созданы условия для разработки и внедрения инновационной модели подготовки журналистов универсального типа.

Иными словами можно утверждать, что мы имеем дело с практиче-ской реализацией модернизации одной из сфер высшего образования, связанной с образованием и обучением журналистов.
Приведем хронологию принятия тех управленческих решений рек-тором вуза (ЮУРГУ),  которые были направлены на создание структуры факультета журналистики. Отметим, что внедрение в номенклатуру специальностей, по которым реализуются соответствующие обучающие программы в данном университете, специальности и направления «журналистика» и смежных с нею специальностей и направлений, происходило постепенно. Также постепенно, без намеренного форсирования управленческих решений, происходила и реорганизация структуры ЮУрГУ, имевшая стратегической целью создание нового факультета – факультета журналистики.
 Стоит особо отметить в свете нашего исследования и то обстоятельство, что организационной базой новой подструктуры университета стал гуманитарный (впоследствии – «социально-гуманитарный») факультет. Именно внутри его управленческой схемы и происходило постепенное создание тех подразделений, которые в необходимый момент и составили элементы управленческой структуры факультета журналистики.

Данный вариант трансформации структуры вуза с целью открытия обучения по новому направлению – журналистика и смежные с нею сферы – выглядит в практической реализации если не идеальным, то наиболее щадящим. Он позволяет максимально использовать уже имеющийся научный и методический потенциал вуза, с одной стороны. С другой стороны, важно осознавать то, что при этом оптимизация структуры управления университетом происходила стадиально, когда «сверху» создавались основные элементы будущей управленческой схемы – кафедры. Их можно назвать «опорными элементами» всей несущей конструкции структуры будущего факультета. Только после открытия кафедр и успешного их функционирования в течение нескольких лет были созданы предпосылки для создания более высокого элемента управленческой структуры вуза – факультета.

Конечно, инновации сами по себе не являются абсолютной панацеей для успешного решения задач организации адекватного управления образовательным процессом будущих специалистов в соответствии с запросами и вызовами профессиональной среды. В случае с журналистским образованием это еще более очевидно, так как фундаментальность и энциклопедическая всеохватность вузовской (читай – университетской) науки служит некоторым методическим противовесом возможному крену в направлении прагматическо-инструментальной парадигмы обучения профессионалов СМИ. Диалектическое взаимодействие между этими составляющими вузовской системы как раз и возможно только в том случае, если вузу, факультетам и их структурным подразделениям гарантирована свобода выбора методик обучения. Соответствующая статья Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гласит: «Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям (выделено нами – Л.Ш.)».

Для разработанной и внедренной на факультете журналистики ЮУрГУ инновационной модели образования журналистов данный момент представляется принципиально важным, так как значительная часть привлекаемого педагогического состава состоит из действующих сотрудников различных видов СМИ с разной степенью теоретической и практической компетентности, не говоря уже о компетентности педагогической. У каждого из практиков наличествует свой, уникальный опыт освоения профессии, ее информационного инструментария, то есть свой инструментальный тезаурус. Он и реализуется при обязательном соблюдении основных требований принятых учебных программ и учебных планов. Как отмечает в своих исследованиях Л. Г. Соломко, дополнительными условиями, которые способны обеспечить открытость действующего профессионального высшего образования, являются следующие:

« - научное сопровождение процесса формирования социально открытой образовательной системы экспериментальных площадок, исследовательских лабораторий, аспирантуры, повышения квалификации и преподавателей и мастеров производственного обучения;

- внедрение в учебный процесс современных средств обучения и коммуникации, обеспечивающих открытый характер профессионального образования (дистанционное обучение, интернет-технологии, маркетинг рынка труда, формирование банка данных и т.п.)» .

На схеме 2 представлена система управления журналистским обра-зованием в условиях функционирования ЮУрГУ.
 


 

Таким образом, управление как операционная категория в подобной парадигме действий всех субъектов данного процесса является, во-первых, многоаспектной и многокомпонентной деятельностью, а, во-вторых, системной. Как внутри самой схемы управления, так и вовне ее, когда механизмы управления более низшей ступени (в данном случае – факультет), оказываются «встроенными» в более высокий и по качественным, и по количественным показателям управленческий блок (в данном случае – вуз, университет).

Каждая управленческая система преимущественно состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем – управляемой и управляющей. В управляемую подсистему мы включаем все структурные элементы, которые образуют «единое тело» первичного элемента общей системы управления – факультета, то есть кафедры, а также учебно-производственные подразделения, обеспечивающие проведение практических занятий. В случае с факультетом журналистики ЮУрГУ специфика системы управления образования заключается в том, что сама телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» является структурным подразделением университета. Организационно она подчиняется непосредственно ректору университета как высшему должностному лицу данной образовательной структуры и декану факультета журналистики как должностному дицу, отвечающему за организацию и качество журналистского образования.

Тем не менее главной и основной целью деятельности вузовской телерадиокомпании является организация эфирного, кабельного, Интернет-вещания в соответствии с условиями полученной лицензии и производство соответствующего контента в виде программ и передач. Мы все же включаем упомянутую телерадиокомпанию в управляемую подсистему наравне с существующими на факультете учебными производственными лабораториями именно по признаку обеспечения процесса создания определенного медиа-продукта и оказания услуг в сфере высшего журналистского образования.

Что же касается управляющей подсистемы на уровне факультета журналистики ЮУрГУ, то таковой следует считать, прежде всего, деканат, его сотрудников, а также институт заместителей деканов по различным направлениям деятельности самого факультета. Именно эти элементы и обеспечивают процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой подсистемы, т.е. и на коллектив телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», в котором существует две категории работников – штатные и временные. К последним относятся те студенты факультета журналистики, которые выполняют практические задания существующего учебного плана по подготовке и выпуску телевизионных и радиопередач, Интернет-продукции, материалов для печатных СМИ.

Оптимизация функционирования данного субъекта управления в исследуемом нами случае произошла непосредственно в процессе создания самой компании параллельно с созданием факультета, когда должности декана и креативного директора телерадиокомпании занимает один и тот же человек (автор настоящего исследования).
При таком варианте организации управления процессом образования в рамках факультета высшее управленческое звено в лице декана непосредственно воздействует на сам объект управления и все его элементы. Понятно, что при описанной выше системе управления факультетом главным критерием выделения субъекта управления является управленческое решение. Здесь органично сочетаются принципы единоличного принятия решений и коллегиального их обсуждения среди группы уполномоченных специалистов с последующим его принятием и обязательным его выполнением.

Все вышеперечисленные действия позволили реализовать в необходимом объеме всю совокупность функций управления высшим журналистским образованием, ориентируясь на выдвигаемые медийной отраслью требования компетенции и квалификации специалистов, подготовленных к профессиональной деятельности в условиях конвергенции. Однако подобные организационные действия в части управления журналистским образованием были бы невозможны без использования инновационных подходов.
Мы приходим к выводу о том, что для их внедрения в структуре Южно-Уральского государственного университета были созданы соответствующие управленческие и организационные предпосылки в виде системы реализации соответствующей инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ..

В значительной степени решению таких управленческих задач спо-собствует использование современных общетеоретических разработок в журналистике и российской педагогике, позволяющих разрешить на теоретическом уровне те узловые проблемы, с которыми сталкиваются в своей повседневной деятельности субъекты журналистского образовательного процесса как на уровне обучающей коммуникации, так и на уровне организации и управления процессом.
Это позволяет интегрировать теорию и практику управления медийным образованием и медийной профессиональной деятельности, диалектически преодолеть проблемы дальнейшего развития журналистского образования на современном этапе.

Литература

  • Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентносном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара. – М.: 2004.
  • Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. – Ростов-на-Дону: 2003.
  • Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: 2008.
  • Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «журналистика”/ Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
  • Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: практическое пособие для руководителей. – М.: 2008.
  • Павлюченко Е.И. Эффективное управление образовательным процессом в вузе: теория, методология и практика. URL:  http://dibase.ru/article/10082009_pavluchenkoei/2;
  • Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2006. 
  • Педагогика: учебное пособие. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Про-спект, 2006. 
  • Поташник М.М. Оптимизация управления школой. – М.: 1991.
  • Приказ Минобразования РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11.02.2002 г. № 393.
  • Прокофьева Е. К проблеме управления профессиональным образованием с позиций социологии и педагогики. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1126&level1=main&level2=articles
  • Соломко Л.Г. Формирование социально открытой системы профессионального образования как условия ее саморазвития. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. – М.: 2005.
  • Третьяков П.И. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школой в крупном городе. Дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. – М.: 1992.
  • Хелемендик В.С. К вопросу о понятиях «взаимодействие СМИ» и «конвергенция СМИ». // Вестник электронных и печатных СМИ. 2011, № 16. – М.: ИПК ТВ и РВ.
  • Цвик В.Л. О конвергенции в журналистской науке. // Вестник электронных и печатных СМИ. – 2009, № 10. – М.: ИПК ТВ и РВ.


 

Новости

В институте

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

15/12/2016
23-я Региональная конференция ИНПУТ

15/12/2016
НАШ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ

15/12/2016
Высокая оценка наших cоседей

14/12/2016
«Инженер транспорта» об Академии медиаиндустрии

08/12/2016
Мастер-класс на 1 Канале

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука