Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

РАДИОВЕЩАНИЕ

О.Я. Ермолаева,                                                                                                                                                                                     Тенденции развития

кандидат психологических наук,
член Группы европейских исследователей
аудитории при Европейском Вещательном
Союзе (GEAR EBU)
e-mail: info. @ mediakomitet. ru


РАДИОВЕЩАНИЕ В РОССИИ

Аннотация. Радио занимает второе место после телевидения по техническому распространению  и  по использованию населением для получения информации. Интерес граждан к радио остается на высоком уровне. Действующее передающее оборудование непригодно для обеспечения вещания в соответствии с современными требованиями. Для модернизации приняты Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015-е годы»  и национальный цифровой стандарт радиовещания DRM.
Summary. Radio takes the second place after television on technical distribution and on use by the population for information reception. Interest of citizens to radio remains at high level. The operating transferring equipment is unsuitable for announcement maintenance according to modern requirements. For modernization are accepted the Federal target program « Development  of tele-radio broadcasting in the Russian Federation for 2009-2015» and the national digital standard DRM for radio broadcasting.

Ключевые слова: Радиовещание, мощное вещание, цифровой формат, национальный стандарт DRM. 
Key words:  Radio broadcasting, Powerful broadcasting, digital format, national standard DRM.
Радиовещание  как электронное средство массовой информации занимает второе место в России по техническому распространению и по использованию населением для получения информации. Поэтому РВ  содержит мощный потенциал как инструмент модернизации общества, а также как важный индикатор социальных дисфункций.   

Традиционное радиовещание (как и телевидение) продолжает оставаться наиболее эффективным способом получения населением высококачественной информации в области здравоохранения, образования, культуры. Интерес граждан к радио остается на высоком уровне. Об этом свидетельствуют данные измерения аудитории, проводимые исследовательской компанией ТНС Россия . Так, хотя бы раз в сутки в Москве радио слушают почти 70% или 6 млн. 600 тысяч москвичей  и почти 65% или 38 млн. 700 тысяч жителей российских городов. А один раз в неделю в столице  и в российских городах – почти 90,0% населения (8,5 млн. москвичей  и 53 млн. 800 тысяч россиян) слушают радиопередачи. О важном месте радио в жизни граждан говорят также данные о количестве времени, которое люди отводят на прослушивание радиопередач: в 2010-м году те москвичи, кто обращался к радио, слушали  его 5 часов 22 минут ежедневно, а россияне  - 5 часов  5 минут. За неделю среднее время слушания составило в Москве более 29 часов, в городах - 25 час. 41 мин. Интерес представляет информация о месте прослушивания радио. Оказывается, что большинство граждан слушают дома: ежедневно почти 40% москвичей и почти 34% горожан страны. 27% москвичей и  каждый четвертый горожанин прослушивают радиопередачи в автомобиле, каждый шестой радиослушатель слушает радио на работе.

Таблица 1

Показатели радиоаудитории Москва Города численностью 100 тыс. чел. и более
Daily Reach,* 158 %+    
дома 39,7 % 33,9 %
в автомобиле 27,1 % 25,0 %
на работе 15,7 % 15,5%
в других местах 15,9 % 20,7 %
TSL Daily 159 (час : мин)    
дома 4:26 4:10
в автомобиле 2:30 2:08
на работе 6:21 6:19
в других местах 1:52 1:41

                                   Данные ТНС Россия 2010 г.

Время прослушивания радио на работе – более 6-ти часов каждый рабочий день. Дома на прослушивание радиопередач москвичи ежедневно отводят почти 4 с половиной часов, россияне – 4 часа 10 минут. Среднее время ежедневного слушания радио в автомобиле составляет для москвичей 2 часа 30 минут, а для жителей российских городов – 2 часа 8 минут. 
Важное значение для обеспечения равных прав граждан на получение информации имеют технические условия радиовещания.
На текущий момент внутрироссийское государственное радиовещание характеризуется суммарным сокращением охвата вещанием более чем на 25 млн. человек и низким, не более 70 процентов городского населения страны, показателем охвата качественным стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием.  В результате снижения времени работы и принимаемой к загрузке мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнять функцию оповещения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций как "Радио России" и "Маяк".

Имеющийся в настоящее время парк радиопередатчиков ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов на  сети мощного радиовещания состоит из оборудования производства 50-60-х годов прошлого века, имеющего в большинстве своем степень физического износа от 80-ти до 100 процентов, а значит не отвечает современным требованиям обеспечения вещанием.
Для  решения  задач качественного изменения радиовещания  в 2009-м году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена  Федеральная  целевая  программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 -2015 годы", а в марте 2010-го года вышло Распоряжение Правительства РФ о внедрении в Российской Федерации системы цифрового радиовещания DRM.

В соответствии с этой программой предусматривается сохранение и развитие мощного радиовещания, внедрение цифрового радиовещания в ДВ, СВ и КВ-диапазонах для местного (регионального) и для федерального и зарубежного вещания. Это связано с тем, что условия распространения радиоволн в этих диапазонах позволяют покрывать радиовещанием большие удаленные территории Российской Федерации с малой плотностью населения, где другие виды радиовещания, в частности УКВ-ЧМ-вещание, развивать экономически нецелесообразно.

Для решения задач ФЦП предполагается  первоочередное выделение радиочастотного ресурса для целей эфирной цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов, создание и развертывание во всех регионах Российской Федерации в плановом порядке за счет средств федерального бюджета цифровых наземных сетей государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов, а также бюджетное субсидирование цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов. 
Внедрение цифрового радиовещания в Российской Федерации будет проводиться одновременно с оптимизацией и модернизацией государственной передающей сети радиовещания. В целях развития государственной сети мощного радиовещания предусматривается замена передатчиков ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов различных уровней мощности в соответствии с топологическими решениями системного проекта.

Реализация этого мероприятия предусматривает создание сетей мощного цифрового радиовещания,  которое благодаря способности распространения радиоволн в длинноволновом, средневолновом и коротковолновом диапазонах покрывает сигналом огромные территории и является стратегическим средством информирования населения, в особенности в отдаленных регионах страны. По сути в российских условиях  это - незаменимое средство оповещения и единственное средство связи в случае чрезвычайных техногенных или природных явлений, военных действий, когда нарушается  су-ществующая инфраструктура электроснабжения, связи и массовых коммуникаций. Мощное радиовещание позволяет полностью покрыть территорию РФ и обеспечить информацией не только городское и сельское население, но и мигрирующие поселения, морские суда, научные и геологоразведочные экспедиции и др.

Прекращение или сокращение объемов внутрироссийского радиовещания в диапазоне ДВ, СВ и КВ  вызывают  повышенную вещательную активность других государств. В настоящее время на территорию России вещают более 50-ти зарубежных радиокомпаний с общим объемом русскоязычного вещания более 170-ти часов в сутки.
Ведущие страны продолжают интенсивное развитие мощного радиовещания в диапазонах коротких, средних и длинных волн путем укрепления технической базы и наращивания объемов зарубежного вещания. Так, общее число передатчиков мощного вещания в мире составляет не менее  17 300 единиц, в том числе работающих в диапазоне ДВ около 1200 единиц, в СВ – 13 800 единиц, в КВ – 2 300 единиц, а мировой парк радиоприёмников с этим диапазоном оценивается в 2,5 миллиарда единиц.

В связи с вышесказанным особенно важным становится выполнение задач по развитию отечественной радиоотрасли.
Использование существующих форматов спутникового радиовещания, DAB, HD-Radio, DVB-T, трансляция радио через Интернет имеют свои особенности.
Известно, что для приема сигнала спутникового радиовещания:

  • слушателям надо иметь спутниковое оборудование или специальные приемники со встроенной антенной;
  • система спутникового радиовещания характеризуется крайне низкой помехоустойчивостью;
  • для устойчивого приема сигнала на обширной территории или в условиях крупных городов требуется сеть ретрансляторов, прини-мающих сигнал со спутника и «подсвечивающих» теневые зоны.

Использование стандарта DAB в масштабах России является слишком дорогим способом распространения радиопрограмм и требует значительных инфраструктурных вложений существенного реформирования всего процесса радиовещания.
Формат HD-Radio является частной разработкой и не приспособлен для ионосферного распространения сигнала в СВ-диапазоне, что является ограничивающим фактором его применения в России.

Рис. 1 Презентация «Эфирное радио в современной цифровой среде»,  сентябрь 2011 года 
Ни одна из вышеперечисленных технологий не может в полной мере решить задачи покрытия всей территории Российской Федерации качественным радиовещанием. 
В условиях перехода на цифровое вещание  выбор формата DRM как национального стандарта для России обусловлен условиями радиовещания в нашей стране.
DRM является единственным цифровым форматом, применимым для модернизации мощного радиовещания в ДВ, СВ и КВ диапазонах, в том числе трансграничного вещания.
Внедрение данного формата предусматривает также дополнительные услуги для радиослушателей:

Рис.2  «Эфирное  радио  в  современной  цифровой среде»,  сентябрь 2011 года
В настоящее время интерес игроков медиа рынка к электронным СМИ довольно активный. По состоянию на 31 декабря 2010 года в Реестре лицензий в области телерадиовещания зарегистрировано 5 654 действующих лицензий, в том числе на деятельность в области: телевизионного вещания – 3 061; радиовещания – 2 590; спутникового вещания – 3.

 
Рис. 3  НП «Медиа Комитет» (по данным Роскомнадзора)
По данным Роскомнадзора по состоянию на 31.03.2011 г. из 3 359-ти лицензий на осуществление деятельности в области радиовещания наибольшое количество лицензий зарегистрировано на территории  Центрального федерального округа (742), Приволжского (697), Северо-Западного (353), Сибирского (477) и Уральскго  (418). Значительно меньшее количество радиовещательный лицензий имеют Южный (289) Дальневосточный (212) и Северо-Кавказский (171)  федеральные округа.
Охват вещанием различными радиостанциями в федеральных округах значительно отличается. Самое большое количество  вещающих сетевых и локальных радиостанций в Центральном  и Сибирском Федеральных округах. Количество вещающих радиостанций колеблется от 114-ти в Центральном и 102-х  в Сибирском Федеральном округе до 40-ка в Северо-Кавказском федеральном округе. Сетевые радиостанции, вещающие в основном из Москвы и Санкт-Петербурга,  больше представлены в Центральном  и Сибирском округе. Меньше сетевых радиостанций вещают в Северо-Кавказском и Дальневосточных округах. Межрегиональные и региональные сетевые радиостанции в данном отчете не рассматривались.

Количество локальных радиостанций, вещающих в пределах одного федерального округа, больше в Сибирском, Уральском, Приволжском и Центральном Федеральных округах. (Рис.4).
В процентном соотношении преобладание локального радиовещания наблюдается в Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Приволжском и Северо-Западном  Федеральных округах, в которых доля локальных радиостанций составляет от 60% до 53%  от общего количества радиостанций, вещающих в округе (Рис.5).


Рис.4 НП «Медиа Комитет» по базе данных «Атлас телевидение и радио России» НАТ

 
Рис.5 НП «Медиа Комитет» по базе данных «Атлас телевидение и радио России» НАТ

Наличие у населения радиоприемных средств

Проблема технического обеспечения населения России радиоприемными устройствами является ключевой при анализе состояния радиоотрасли. В технологической цепочке организации радиовещания в масштабах страны аудитория является конечным целевым звеном, ради которого работает сложная, трудоемкая и затратная система технического обеспечения всего процесса радиовещания.
В настоящее время не существует официальной статистической информации о наличии у жителей страны разного типа радиоприемников.

Для  изучения обеспеченности радиоприемными устройствами  в рамках общероссийского опроса омнибуса ВЦИОМ был включен вопрос: «Какие из радиоприемных устройств есть в Вашей семье?» 
По результатам опроса оказалось, что у (73%)  85 млн. 324 тысяч  россиян имеется в наличии хотя бы один радиоприемник. 
Наиболее распространенными среди населения страны являются автомобильный приемник (26%), стационарный (22%), переносной (17%),  а проводное радио (однопрограммный и трехпрограммный приемник) есть у 17%. 
Почти у трети российских граждан нет никаких радиоприемных устройств.

Структура собственности на радиорынке России

Для характеристики структуры собственности на радиорынке России  был проведен анализ организационно-правовых форм радиостанций  на основе базы данных о юридическом статусе радиокомпаний «Атлас телевидения и радио России» НАТ, содержащей более 2 800 записей, предоставленных вещательными радиостанциями в целом по России на основе имеющихся у них лицензий на право вещания.  


Рис. 6    НП «Медиа Комитет» по данным «Атлас телевидения и радио России» НАТ

Общая картина организационно-правовых форм радиостанций  в целом по России характеризуется преобладанием негосударственных (частных) коммерческих - 85,5%. Это – радиостанции разного юридического статуса: Общества с ограниченной ответственностью, ЗАО (Закрытое Акционерное  Общество),  ОАО (Открытое Акционерное Общество). 12,6% - государственные и муниципальные организации, 1,9% - негосударственные некоммерческие радиостанции.
 

В современной российской практике сложились разнообразные бизнес-модели, которые представляют собой комбинации из нескольких базовых типов источников дохода. Наиболее значимым профильным деловым недотационным источником была и остаётся реклама на радио. Вклад рекламы в совокупный доход на радиорынке в России в 2010-м году оценен экспертами в 71%. Общий вклад других недотационных источников финансирования в совокупный доход радиорынка сравнительно невелик и составляет не более 6 %. 
Рекламный рынок радиоиндустрии, согласно итоговой оценке рекламного рынка за 2010-й год, достиг роста в 11% к 2009-му году, что произошло в первую очередь за счет региональной рекламы с хорошей динамикой и ростом  порядка 25%. 

Дотационными источниками дохода государственных (федеральных, региональных и муниципальных) радиостанций в Российской Федерации являются государственные субсидии, выделяемые ежегодно в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете»; а также   предоставление субсидий в сфере электронных средств массовой информации (на конкурсной основе) на реализацию социально значимых радиопрограмм сетевыми, региональными и локальными радиостанциями, независимо от юридического статуса компаний,  а также  пожертвования граждан, желающих поддержать ту или иную радиостанцию. Доходы, полученные по дотационной модели, составляют в целом по российскому рынку в 2010-м году  23% от совокупного дохода всех радиостанций.

Для формирования и развития единого информационного пространства России и дальнейшей интеграции в европейское и мировое сообщество в период перехода на цифровой формат вещания  особую важность приобретают вопросы производства и объемов вещания культурно-просветительских и социально-значимых программ.
Речь идет о соотношении жанров культурно-просветительской и социальной направленности программ для разных групп телезрителей и радиослушателей. При этом необходимо подчеркнуть, что:

  • Культурно-просветительские программы являются основной прерогативой государственного телевидения, финансируемого из государственного бюджета и дают представление о выполнении каналом своей общественной роли.
  • Именно государству и государственным телеканалам принадлежит важная функция корректировки недостаточного разнообразия программ, что способствует развитию национальной культуры и повышению образовательного уровня населения.

Решению задач по оптимальному соотношению жанров социальной направленности программ для разных групп телезрителей и радиослушателей способствуют государственные программы  финансирования социально-значимых телерадиопрограмм. Государство оказывает бюджетную поддержку производству детских, исторических, патриотических, культурно-просветительских и других социально значимых телерадиопрограмм и тем самым реализует свои социальные функции. Эта задача делегирована Роспечати в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. №292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям».

Для государства необходимо знание о том, насколько полно удовлетворяются потребности граждан в получении разнообразного спектра передач социально-значимой и культурно-просветительской направленности.
Так, в 2010-м году из средств государственного бюджета было профинансировано 55 радиопроектов, которые вышли в эфире нацио-нальных и региональных радиостанций. В основном это цикловые программы социально значимой направленности, в том числе передачи для детей, радиопостановки. Таким образом Роспечать  выполняет возложенную на нее социальную функцию.
Электронные СМИ должны  развиваться для того, чтобы быть доступными для всех граждан. СМИ обязаны проявлять свое понимание, терпимость, а также уважение к культуре и ценностям всех народов Российской Федерации. А для этого необходимо расширять производство и распространение высококачественных программ, воплощая надежды и ожидания населения в политической, образовательной и культурной областях. 

Программная политика российских радиостанций в 2010-м году во многом определялась спецификой кризисной реальности и последствиями принятых решений по оптимизации расходов в 2008-2009-м гг. В эти годы шло активное сокращение бюджетов. Многие проекты были заморожены. В целях оптимизации расходов ряд региональных радиостанций переходил на ретрансляцию московского сетевого продукта. Для рынка было характерно активное сокращение кадров за счет программных отделов, отделов маркетинга, промоушна, продакшна и прочего дорогостоящего творческого персонала.  

Поэтому современное состояние радио в области программирования  во многом определяется границами рентабельности, кадровым голодом, некоторым кризисом идей, поиском дополнительных источников недорогого привлекательного контента, а также тестированием вариантов послекризисных программных стратегий, которые основаны на новых технологиях и мультимедийных платформах.

В целом радиорынок демонстрирует широкое разнообразие форматов вещания с учетом особенностей восприятия контента отечественными слушателями. Переход на цифровой формат вещания  приведет к возникновению новой идеологии вещания и уходу от стереотипов  аналогового вещания и технологических схем организации вещания, новых принципов  программирования вещания, появления новых форматов.


Литература

  • Атлас Телевидения и радио России, 2010. – НАТ  при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации.
  • Годовой отчет 2010 GEAR (GROUP OF EUROPEAN AUDIENCE RE-SEARCHERS) EBU – Группа Европейских исследователей аудитории при Европейском Вещательном Союзе.
  • Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат вещания, 2010 г. – НП «Медиа Комитет» при финансовой поддержке ФАПМК РФ.
  • Единый словарь терминов, определений, показателей и параметров радиоаудитории, используемых при измерении радиоаудитории на основе изучения и анализа российского и мирового опыта, 2008. – НП «Медиа Комитет» при финансовой поддержке ФАПМК РФ.
  • ESOMAR Marketing Research Glossary, 2001.
  • Итоговый доклад Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Итоги работы отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2009 год». – Москва, 2010.
  • «К гармонизации систем измерения аудитории международных радиовещательных компаний». Первое издание. 1995 г. – Материалы  Международной конференции служб изучения аудитории международных вещателей (Conference of International Broadcasters’ Audience Research Services  (CIBAR) совместно с Европейским вещательным союзом  (European Broadcasting Union (EBU).
  • Материалы SIS (Statistic Information Serviсe) Европейского Вещательного Союза (EBU).
  • Международный кодекс проведения маркетинговых и социологических   исследований ICC/ESOMAR (ICC/ESOMAR International Code of Marketing and Social Research Practice).
  • Отраслевой доклад ФАПМК РФ  «Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2010 г.
  • Публичный доклад 2009-го года Федеральной  Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). – Москва, 2010.
  • Распоряжение Правительства РФ № 445-р от 28 марта 2010 г. «О внедрении в Российской Федерации системы цифрового радиовещания DRM».
  • Федеральная Целевая Программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г.  №  985.
  • «Руководство по гармонизации стандартов проведения полевых исследований» (Guidelines for the Harmonization of Fieldwork Standards) ESOMAR  (1991 г.).


Материалы сайтов

Новости института

Государственное регулирование миграционных процессов
22/09/2017
ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука