Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

У.Д. Тилюкова
аспирант кафедры журналистики и массовой коммуникации
ИПК работников телевидения и радиовещания
u1tv@yandex.ru
УДК 070

Аннотация: Статья рассматривает цели и задачи толерантных СМИ, уровень толерантости современных СМИ и тенденции, ведущие к формированию интолерантности в современном медийном поле. Принцип толерантности СМИ реализуется через моральную ответственность журналиста и корпоративную этику, автор приходит к выводу, что в реальных условиях реализация принципов социальной ответственности средствами массовой информации крайне затруднительна.
Summary: Article considers the purposes and problems of tolerant mass-media, level of tolerance by modern mass-media and the tendencies conducting to formation intolerance in a modern media field. The principle of tolerance of mass-media is realized through moral responsibility of the journalist and corporate ethics, the author comes to a conclusion that in actual practice realization of principles of social responsibility by mass media is extremely inconvenient.

Ключевые слова: толерантность, СМИ, социальная ответственность журналиста
Key words: tolerance, mass-media, social responsibility of the journalist

Журналистика – профессия о людях и для людей. Цели журналисткой профессии в широком смысле слова вытекают из ее назначения. Это не только сбор, переработка и публикация информации. Естественно, задачи журналистики намного шире и глубже. В духовной сфере это и влияние на общественные процессы, и участие в социальном диалоге, и формирование общественного мнения, которые реализуются через образовательную, воспитательную, мобилизующую функции.
СМИ является идеологическим институтом. В связи с этим журналисты должны осознавать собственную меру ответственности за каждый выданный в эфир или опубликованный материал, нести ответственность за каждое произнесенное слово, ведь слово СМИ обращено к массовой аудитории. 

Только через моральную ответственность журналиста реализуется принцип толерантности СМИ. Понятие «толерантное СМИ» близко по значению к понятию «журналистика социальной ответственности». Социальная ответственность журналиста – это ответственность перед обществом в целом. Таким образом, под толерантными СМИ следует понимать те СМИ, которые с уважением относятся к интересам, привычкам своей аудитории, стремятся понять их и достичь взаимного согласия без применения давления, явного или скрытого. В основе толерантной журналистики лежит ответственность за то, «как наше слово отзовется».

Одна из основных проблем профессии сегодня заключается в снижении уровня ответственности: журналисты перестали осознавать, что именно они формируют то общество, ради которого и в интересах которого должны работать. Безответственность проявляется в нежелании журналиста вникать в суть ситуации и в стремлении любой ценой обнародовать выигрышную информацию, даже если это может пойти во вред герою материала.
Современные СМИ грешат эксплуатацией человеческих драм и трагедий, используя их как строительный материал для эфира. Есть цель – снять и дать рейтинг, которую журналисты ежедневно выполняют, не вникая в суть дела, не думая о последствиях, к которым может привести нежелательная огласка фактов. 

К счастью, есть и ответственные журналисты, которые выполняют свой профессиональный долг, вовлекая в решение проблемы грамотных экспертов, подключая к участию государственные учреждения и ведомства, способные повлиять на ситуацию. Журналистская ответственность должна оставаться и после выхода программы в эфир. Автор всегда должен помнить, что несет моральную ответственность за судьбу героев публикации или программы, за исход дел, которые его стараниями стали предметом обсуждения многих людей. 

Низкий уровень ответственности журналистов заключается также в том, что сотрудники СМИ не заботятся об истинных потребностях и приоритетах отдельных сегментов общества, равняются на усредненные вкусы и требования, обращаются к единому, достаточно низкому социокультурному уровню. По вкусовой идентификации публика делится на низкий, высокий и средний уровень. Учитывая этот факт, СМИ должны развивать общество, поднимать его культурный и интеллектуальный уровень, не забывая при этом, что путь сегментации аудитории имеет и опасные тенденции, потому что ведет к раздроблению на социальные классы. Журналистика же должна способствовать объединению общества, выработке взаимного уважения отдельных его элементов друг к другу.  В задачи СМИ входит разъяснять процессы и явления, просвещать. Равняясь на низкий полуобразованный уровень, СМИ не только не развивают средние слои, но и снижают уровень образованной публики.
Другая проблема современных средств массовой информации – потеря уважения и доверия. Это процесс взаимный. Журналисты перестали уважать свою аудиторию, учитывать ее желания, удовлетворять информационные, познавательные, образовательные запросы зрителей и читателей. 

Реализовывая в основном развлекательную и гедонистическую функции, журналисты теряют доверие и уважение публики. Общество, обратно реагируя, перестает серьезно относится к деятельности журналистов и отворачивается от СМИ, не находя смысла в результатах их деятельности. Очень часто можно услышать пренебрежительные замечания об этой профессии (журналисты всегда врут, лезут в чужую жизнь и т.д.). 

Очевидно, что эти тенденции необходимо устранять. Но как этого достичь? Социальная ответственность журналиста имеет два вектора: личный (так называемую самоцензуру) и корпоративный. Самоцензура регулируется морально-нравственными критериями журналиста как индивидуальными, так и господствующими в обществе, корпоративная – принципами профессиональной этики, зафиксированными в декларациях, Кодексах и т.п. При этом следует понимать, что ни кодексы профессиональной этики, ни особенно самоцензура не имеют юридической силы. Наказанием за социальную безответственность журналиста и несоблюдение им принципов толерантности могут быть только муки совести и осуждение со стороны коллег и общества. Но дело в том, что толерантность, социальная ответственность, уважение – это понятия абстрактные, понимаемые каждым сотрудником СМИ сугубо индивидуально.
Есть и второе обстоятельство, о котором нельзя не упомянуть. Журналист в реальных российских условиях зависим от воли хозяина СМИ: идет ли речь об органе власти, считающем нужным проводить собственную «информационную политику», о юридическом лице в виде какого-нибудь объединения или же о частном владельце СМИ.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая небходимость). Монография. / В.В. Шалин. Ростов н/Дону, 2000.
  2. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей – М.:ЮНИТИ – ДАНА,2008
  3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. М.: Аспект – Пресс ИГУ, 2002.
  4. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М.В. Шкондин М.: МГУ, 2002.
  5. Риэрдон Бетти Р. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.

Новости института

Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»
15/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука