Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

О.А. Бондаренко
аспирант кафедры журналистики и массовой коммуникации
ИПК работников телевидения и радиовещания
bond_zor@mail.ru
УДК 316.752/.754; 654.19; 002.2

Аннотация: Проблема воспитания толерантности должна объединить разных людей, специалистов разных направлений и уровней – журналистов, и психологов, педагогов и воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков и взрослых). В статье рассматриваются различные аспекты восприятия молодежью понятия «толерантность» и возможные меры по воспитанию молодого поколения в духе толерантности.
Summary: The problem of tolerance education must unite the various people, specialists in different areas and levels – of journalists, and psychologists, teachers and educators, managers, leaders and ordinary professionals, and representatives of various age groups (children and adolescents, and adults). The article examines various aspects of the perception of young people the notion of "tolerance", as well as possible measures to educate the young generation in the spirit of tolerance.
Ключевые слова: молодежь, толерантность, Декларация принципов толерантности, воспитание, конкурсы по толерантности, школьники, образование, моральные ценности
Key words: youth, tolerance, the Declaration of Principles on Tolerance, education, competitions on tolerance, school, education, moral values

Статья первая Декларации принципов толерантности гласит: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»1.

В эпоху глобального кризиса – как политического, экологического, так и нравственного – исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество»2. Тем не менее, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни.

Толерантность это одна из характеристик, которая влияет не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, но и представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ю.А. Шрейдер, философ, говорил: «Самая страшная из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке»3. Но прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Воспитание толерантности у молодежи

На сегодняшний день идеология государства в России, можно сказать, отсутствует, и на государственном уровне молодежью заниматься некому. Такой мощной организации, какой когда-то был ВЛКСМ, сейчас нет, и, по большому счету, молодежь предоставлена сама себе. Воспитание школьников и подростков зависит от родителей и школ. Но родители сегодня все меньше внимания уделяют детям, все больше заняты работой и добыванием денег. А вне школы большинство детей и подростков предоставлены сами себе. И зачастую их «воспитывают» телевизор и компьютер. А по телевизору и в Интернете сейчас нередки сцены насилия, жестокости, разврата, которые оказывают негативное влияние на еще не окрепшую психику подростка. Поэтому сегодня особо остро стоит вопрос о толерантном воспитании молодежи. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека.

В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов4 выделяет три основных аспекта: один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой – с терпимостью, третий – с допуском, допустимостью, допустимым отклонением. На мой взгляд, есть и четвертый аспект, который связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен.

Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением»5.
Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению.

Если говорить о толерантности как об отношении к другим, то толерантность предполагает принятие другого таким, какой он есть. И подобно тому, как психолог, не идентифицируясь с клиентом, принимает его и следует за ним, толерантность предполагает такое же мысленное движение к пониманию. Человеку может быть что-то непонятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство.
Согласно статье четвертой Декларации принципов толерантности, «воспитание – эффективное средство предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других»6.

Необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Нельзя не обратить внимания на то, как бережно американцы относятся к инвалидам, малоимущим семьям, детям.
К примеру, Лига помощи Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе оказывает помощь детям из малоимущих семей, инвалидам, престарелым... В эту Лигу входит организация «Школьный звонок». Она была создана в 1966 году. «Школьный звонок» имеет свой детский сад – ясли, детский театр, плавательный бассейн, столовую, ресторан. Организация не только предоставляет детям свои помещения для занятий, но и обеспечивает их одеждой, школьными товарами, игрушками и т.д.

Воспитатель или учитель смотрит, как одет ребенок, и если он постоянно ходит в одной и той же одежде, учитель вносит его в список. А затем ребенка приводят в «Школьный звонок», где обслуживают, как в магазине: американцы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка было чувство собственного достоинства, и чтобы он не понял, что ему оказывают помощь как малоимущему. Вещи берут в магазинах по более низким ценам (при распродажах) или покупают на деньги спонсоров.
В Лос-Анджелесе очень большая конкуренция между благотворительными организациями. В школах города учатся более 1 миллиона 200 тысяч детей, их них 300 тысяч – из малообеспеченных семей.

Наша краснодарская группа руководителей детских и юношеских объединений побывала в детском саду «Школьного звонка». В их группах на 20 детей приходится три воспитателя, а на одну нянечку – три ребенка. Кроме этого, в садике работают бабушки и дедушки, которые в свободное время приходят заниматься с детьми, помогают стирать, убираться и т. д.
Молодежный и семейный центр Южной Калифорнии работает с молодыми семьями.
Для малышей созданы бесплатные ясли, детский сад, чтобы молодые родители могли спокойно работать или учиться, не заботясь о том, с кем оставить ребенка. Подростков учат, как воспитывать детей, помогают им выбрать карьеру.

Школьник за хорошие оценки может получить 500 долларов (от 100 и выше). Это большой стимул, к тому же прибавка к семейному бюджету. А вот если они пропускают школу, то платят штраф. На мой взгляд, это прекрасная идея.
Центр заключил договор с графством Лос-Анджелеса, которое обеспечивает их всем необходимым для того, чтобы молодые родители закончили школу.
Отдельная работа проводится с теми, у кого родители алкоголики или наркоманы. Для молодых девушек и юношей, которые готовятся стать родителями, также есть курс обучения.
Мне, например, очень понравились правила для будущих молодых отцов.

  1. Никого не обвинять во всех своих несчастьях.
  2. Уметь общаться с партнером, будь то в школе или семье.
  3. Уметь разрешать конфликты: молодые думают, что они всегда правы.
  4. Уметь оценивать себя: понимать, почему они делают именно это.
  5. Иметь приоритеты: ведь прежде чем что-то делать, мы редко думаем.
  6. Уметь общаться: ведь человек, который умеет общаться, может решить многие проблемы, а молодые люди очень часто многое держат в себе.
  7. Уметь быть отцом: ведь что такое отец – это мужчина, который воспитывает ребенка и несет за него ответственность.
  8. И последнее – воспитание личности, «найти своего Бога».

Увы, в России подобных центров нет. И несовершеннолетние родители у нас никак не поддерживаются.

Восприятие молодежью понятия толерантности

Анализируя, какое место в словаре молодежи занимает понятие «толерантность», я предложила школьникам Северского района Краснодарского края, а потом студентам Краснодарского колледжа культуры структурировать и схематизировать свои представления о миролюбии и толерантности. Был составлен список сначала из 20 понятий, среди которых были наиболее важные единицы семантического поля толерантности, извлеченные из психологического тезауруса.
Самые разные мнения, составленные молодыми респондентами (всего было опрошено 60 человек), продемонстрировали общую тенденцию найти оппозиции и четко противопоставить их. В основном все стремились выстроить ряд позитивный (толерантность, дружелюбие и т.д.), а затем подбирать соответствующие антонимы (нетерпимость, терроризм и т.д.).

Исследование выявило стремление большинства испытуемых внешне соответствовать нормам, соблюдать закон, а внутренне – готовность нарушить его. Например, если близкий человек совершил административное правонарушение и его задержал инспектор патрульно-постовой службы, выручать любыми способами, т.е. проявляли толерантность к нарушению закона, а по сути – интолерантность. Стремление многих испытуемых соответствовать социальной желательности (мир – хорошо, война – плохо и т.д.) выявило принципиальность в оценках, стремление все четко разложить по принципу черное-белое. При этом проявилось отсутствие понимания термина и самого явления толерантности. Практически все ответы сводились к разделению всех понятий на две категории: «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Лишь несколько человек пытались размышлять на тему и дать свое определение толерантности.

Анализ СМИ: толерантные и интолерантные

Молодежи также было предложено проанализировать, какие телепередачи и печатные СМИ, по их мнению, толерантны, а какие интолерантны.
Мнения в основном совпали. Толерантными молодые респонденты посчитали каналы телевидения: Discovery, Путешествия, ЗОО ТВ, Союз, Звезда, Россия (Культура), НТК (Новое телевидение Кубани) и другие. Программы «Умники и умницы» (Первый канал), «Моя планета» (Россия 2), «Галилео» (СТС), «Самый умный» (СТС), «Своя игра» (НТВ), «Лица кубанской национальности» (НТК) и другие.

Печатные СМИ: журналы «Наука и жизнь», «Ровесник», «Регион 93» (Краснодар), газеты «АиФ», молодежное приложение газеты «Зори» «Мы – молодые» (Краснодарский край).
Интолерантными по мнению большинства респондентов оказались каналы ТНТ, МузТВ, НТВ и другие. Программы «Дом-2» (ТНТ), «Лифт» (МузТВ), «Секс с Анфисой Чеховой» (ТНТ), «Брачное чтиво» (ДТВ), «Испытание верности» (МузТВ) и другие.
Печатные СМИ: «Экспресс-газета», «Жизнь» и другие.

Респонденты сошлись в том, что на телевидении сегодня мало увлекательных, познавательных, а главное – толерантных передач. По мнению молодежи, в основном различные телешоу строятся на раздутых, вымышленных фактах. Практически то же самое происходит и с печатной прессой. Поэтому сегодня средствам массовой информации перестали верить, как это было раньше.

Как выяснилось из опроса, печатные СМИ молодежь читает мало. Респонденты с трудом вспоминали, какие печатные СМИ для молодежи существуют. Школьники и студенты отметили, что журналистика для молодежи должна быть, прежде всего, интересной и привлекающей внимание. В то же время информация должна быть толерантна, чтобы воспитывать это качество у своей аудитории.

Тематика молодежных СМИ, по мнению респондентов, должна удовлетворять потребности молодых, отвечать на их вопросы, затрагивать актуальные темы. Но, главное – выбрав тактику «на одной волне с молодежью», не переборщить: ведь молодежная аудитория чувствует малейшую фальшь со стороны журналиста, и если это случится однажды, то второй раз включать передачу и покупать печатное издание она просто не будет. Ведь когда по телевизору или в газете показывают факты насилия или жестокости, появляется неприязнь к данной информации и изданию или каналу.
Многие из респондентов ответили, что совсем не смотрят телевизор и не читают прессу. Всю информацию они получают из Интернета.

Формирование установок толерантного сознания у школьников

В статье пятой Декларации принципов толерантности говорится: «Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации»7.

В последнее время предпринимаются попытки формирования установок толерантного сознания у школьников на основе привлечения и объединения подростков из разных регионов России, от Калининграда до Магадана как представителей различных социокультурных сред (региональных, этнических, городских, сельских и др.) для совместной учебно-исследовательской деятельности (Всероссийский Конкурс и Чтения юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского; Федеральная программа развития исследовательской деятельности учащихся и другие).
В Краснодарском крае ежегодно проводятся конкурсы по толерантности для учащихся школ, колледжей, молодежных объединений. Кстати, в них участвуют и юные корреспонденты газет.

В конкурсах по толерантности обязательно принимают участие ребята разных национальностей. Такие встречи помогают подросткам понять истоки тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре. При этом следует отметить, что сам процесс взаимодействия осуществляется путем общения с учителями и учащимися различных статусов и поколений, в которое они включаются как равноправные.

«Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности», – говорится в статье третьей Декларации принципов толерантности8.
На самом деле средства коммуникации способны играть большую роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). // Статья 1.
  2. Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура – цивилизация» К.Леонтьева // Сб. Философия культуры-97. Тез. докл. на российской научной конф. «Человек в культуре – культура в человеке», посвященной 60-летию В.А. Конева, Самара: «Самарский университет», 1997; Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997.
  3. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7-25.
  4. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
  5. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994.
  6. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). // Статья 4.
  7. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). Статья 5.
  8. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). Статья 3.

 


  1. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). // Статья 1. С. 2.
  2. Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура – цивилизация» К.Леонтьева // Сб. Философия культуры-97. Тез. докл. на российской научной конф. «Человек в культуре – культура в человеке», посвященной 60-летию В.А. Конева, Самара: «Самарский университет», 1997. С. 164; Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151.
  3. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7-25. С. 8.
  4. См.: Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.
  5. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. С. 24.
  6. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). // Статья 4. С. 3.
  7. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). Статья 5 // С. 4.
  8. Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). Статья 3 // С. 3.

Новости

В институте

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука