Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Аннотация: Исследование состояния толерантности в обществе позволила выявить реалии и проблемы современной жизни, определить приоритетные направления по противодействию экстремизма. Статья посвящена рассмотрению этих вопросов в СМИ.
Summary: Study of the state of tolerance in society has allowed to reveal the realities and challenges of modern life, to identify priority areas to combat extremism. The article considers these issues in the mass media.

Ключевые слова: толерантность, принципы толерантности, политическая толерантность, профилактика экстремизма, деструктивные процессы
Key words: tolerance, the principles of tolerance, political tolerance, prevention of extremism, destructive processes

Толерантность как норма социальной жизни привлекает широкое внимание в нашей стране. Проблемы толерантности вышли за пределы национальных границ и приобрели общественное звучание.
Организация Объединенных Наций и ЮНЕСКО в свое время приняли Декларацию принципов толерантности. В соответствии с принятым международным решением, Правительство России разработало и утвердило федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)». В текущем году исполняется десять лет со дня принятия федеральной программы. Какова же роль толерантности в современной социальной политике России? Этот вопрос сегодня интересует не только политиков и общественных деятелей, но и широкие массы.

За последние годы само понятие «толерантность» претерпело существенное смысловое изменение. Что такое толерантность? Если раньше это слово означало терпимость, снисходительность, то сегодня ему дают более широкое толкование. Толерантность – это не уступка, не снисхождение, и проявление толерантности не означает терпимое отношение к социальной несправедливости. Толерантность не предполагает отказ от своих убеждений или от критики и дискуссий.
Умение жить, не мешая другим, соблюдать гражданские права и обязанности, не нарушая прав и свобод других, терпимо относиться к различиям в жизни народов – такова суть этого понятия.
Толерантность – понятие не абстрактное, оно тесно взаимодействует с политическими, религиозными, морально-нравственными основами нашей жизни. Толерантность является важнейшим духовно-нравственным принципом современного гражданского общества.

Соблюдать основополагающие принципы толерантности должны не только люди, но и целые государства в отношениях друг с другом. Принципами толерантности призваны руководствоваться политические деятели в межгосударственных отношениях. Вопросы толерантности касаются всех сторон общественной жизни и социально-экономической сферы.
В федеральной целевой программе по формированию установок толерантного сознания были определены приоритетные задачи:

  • Формирование у граждан толерантного поведения и противодействие экстремизму;
  • Снижение социально-психологической напряженности;
  • Оценка рисков и последствий деструктивных процессов;
  • Разработка системы учебных программ.

 

Жизнь пореформенной России сейчас настолько политизирована, что без соблюдения элементарной культуры толерантного поведения недалеко и до перехода к конфликтным ситуациям. Подобные факты, к сожалению, имеют место на бытовом уровне. Соблюдать основные принципы толерантности при этом должны как отдельные сограждане, сообщества людей, так и государства.

Что касается вопроса политической толерантности (а это очень важная составная часть политической культуры), то она освещается в прессе, прежде всего, как реакция граждан на решение национальных, социально-экономических и политических проблем.
Термин «политическая толерантность» применим ко всем странам, где работают демократические институты и соблюдаются демократические права. В России насчитывается множество политических партий и общественных организаций. Соперничество между ними и борьба за власть – это нормальное явление в любой цивилизованной стране.
Что касается соблюдения ими политической толерантности, то здесь наблюдаются изменения, но они часто носят больше декоративный характер. Правда, из публичного лексикона нынешних политиков исчезли выражения типа «дерьмократы», «красно-коричневые» и призывы, вроде: «Борис Николаевич, давите эту гадину!»

По данным российских социологов уровень политической толерантности в начале нашего века в стране вырос на 10% – настолько увеличилось количество людей, готовых мириться с другими взглядами и убеждениями1.
Сегодня политическая культура приобретает более цивилизованный характер, но вместе с тем становится и более агрессивной. Отдельные политики, одержимые манией власти, любыми средствами добиваются своего признания, открыто стремятся к богатству и материальному благополучию, проявляют особую неприязнь и нетерпимость к своим оппонентам и конкурентам.
Общепризнанно, что в периоды экономичского спада в стране обостряется политическая обстановка, возрастает социальная напряженность, набирает силу экстремизм. Это вполне объяснимо. Что касается России, то здесь парадоксальная ситуация. В 2001-2002 годах в стране был рост экономики, несколько улучшилась жизнь людей, снизилась социальная напряженность, а политическое противостояние возросло.

Тревогу и беспокойство вызывает обострение межнациональных и межгосударственных отношений. В средствах массовой информации и даже на уровне большой политики эта тема нередко становится «яблоком раздора». Взять хотя бы проблему создания российско-белорусского союзного государства, газовую войну с Украиной, отношения между Грузией и Россией, незаживающую чеченскую рану, положение мигрантов и лиц «кавказской национальности». В дни захвата террористами заложников в Москве, когда жизнь тысячи людей висела на волоске, и нервы у многих были напряжены до предела, некоторые газеты публиковали подборки материалов о поножовщине и массовых (до 400 человек) драках русских с чеченцами в Ростовской, Волгоградской, Челябинской, Курганской и Ярославской областях. Такие подстрекательские публикации не допустимы.

Национальный вопрос – это тема непростая. Неосторожно брошенная фраза по адресу большого или малого народа может вызвать негативную реакцию. Так было и в годы советской власти. В первом издании очерка М.Горького «Владимир Ленин» в 1924 году был приведен любопытный эпизод. Горький как-то спросил Ленина: жалеет ли он людей? На что Ленин ответил: «Умных –  жалею. Умников мало у нас. Мы – народ, по преимуществу талантливый, но ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей, или человек с примесью еврейской крови»2. При втором издании этого очерка Горький счел необходимым убрать вышеприведенный эпизод, как оскорбляющий достоинство русских людей.

В книге А.И. Солженицына «Двести лет вместе (1795-1995)», рассказывающей о жизни еврейского народа в России, приведены интересные факты. В этой работе был использован огромный документальный материал, дан обширный научно-справочный аппарат. Вместе с тем в ней приведены отдельные факты, повествующие о неприглядной роли евреев-предпринимателей, банкиров, промышленников, торговцев золотыми изделиями, хлебом, лесоматериалами, водкой.
Какой шум по этому поводу подняла пресса – лауреата Нобелевской премии обвинили во всех смертных грехах. Небезызвестный К.Боровой утверждал, что Солженицын стал адептом советского расизма. Ему вторила некто М. Колдобская, утверждая, что «совесть нации (А.И. Солженицын – В.Н.) оказался банальным антисемитом, разрушив надежды либеральных россиян обрести в его сочинениях приличную, гуманную формулу отношений титульной нации к бывшим носителям пятого пункта»3.

История есть история, и любые крайности здесь недопустимы, они лишь разжигают чувства экстремизма. Российское общество является многонациональным. В России живет более 5 миллионов татар – это второй по численности народ после русских, около 4 миллионов украинцев, 1,5 миллиона евреев, свыше миллиона чувашей, башкир.
В СМИ сплошь и рядом появляются многочисленные материалы, в которых критикуются русские и украинцы, евреи, армяне и азербайджанцы, расписываются со всеми подробностями бытовые конфликты и хулиганские действия подростков в отношении выходцев из африканских стран, стран Средней Азии и Закавказья. Такой массированный и целенаправленный поток материалов лишь подогревает национальные страсти. Журналистам нередко изменяет чувство меры.       

Национальная политика – это животрепещущий вопрос современной жизни. Он затрагивает интересы подавляющего большинства наций и народностей. Если раньше эта проблема касалась малых народов, то сегодня об этом заговорил и большой народ. Появилось даже выражение: XX век был вызовом меньшинства, XXI век – стал ответом большинства. Национальные вопросы стали предметом острых обсуждений сначала на бытовом уровне, а ныне перекочевали и в Государственную Думу.

Толчком к этому послужили события в Карелии в городе Кондопоге, но там их сравнительно быстро и тихо локализовали. В декабре 2010 года «очагами напряженности» стали Манежная площадь и ряд городов Подмосковья: Раменское, Пушкино, Воскресенск, Чехов. Во время этих событий в Москве сотрудники милиции и ОМОНа задержали 1100 человек и свыше 800 человек в Подмосковье. Попытки повторить московские события были предприняты в Волгограде и Самаре. В первом случае милиция задержала 194 человека, а во втором – 1634. Как ни прискорбно, но все это очень тревожные симптомы.

В наши дни все острее и громче стал звучать русский вопрос и вопрос положения в стране русского народа как государство образующего. О положении его заговорили не только «низы», об этом встревожились и «верхи». Вспомнили, что о государство образующем народе в Конституции РФ даже ничего не сказано. Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев на встрече с Президентом страны предложил записать в Конституции вместо слов «мы многонациональный народ» –  «Мы, русский и другой многонациональный народ…»5. Стране нужен закон, который бы определил этнические права не только национальных меньшинств, но и русского большинства. Отсутствие научно обоснованной концепции проведения национальной политики является в наши дни узким местом как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Девять десятилетий тому назад Питирим Сорокин писал: «Россия для русских», –  сказал когда-то Александр III. – Это означало: дави, угнетай все народности, кроме великороссов. Но и великороссы давились им не меньше, чем любая народность»6. В наши дни подобные призывы отвергаются, прежде всего, русскими, которым чужд подобный подход к людям других национальностей. Однако нельзя не задуматься и над тем, что за лозунг «Россия для русских!», согласно последним исследованиям «Левада – центра», выступает более 50% населения7.
Одним из главных пороков современного положения является нарастание социального неравенства. Низкий уровень жизни основной массы населения напрямую зависит от уровня политической толерантности. Воспитывать граждан в духе толерантности, когда более половины населения страны находится за чертой бедности, а 15 % населения в состоянии нищеты – занятие малопродуктивное.

В обществе отрицательно отнеслись к непродуманным реформам по монетизации и тем политическим силам, которые в народе окрестили «реформаторами».
Что касается последних и проводимых ими преобразований, то многие их не приемлют, поскольку они не отражают интересы большинства людей. Достаточно вспомнить мораторий на смертную казнь для матерых преступников; 13-процентный подоходный налог, одинаковый для людей, едва сводящих концы с концами, и миллионеров, купающихся в роскоши и богатстве; 122-й закон о замене льгот денежными компенсациями.
Разногласия политических партий в России порой доходят до судебных разбирательств и рукоприкладства. Проявляется открытое неприятие некоторыми из них существующей политической и социально-экономической системы. Противостояние оппозиционных партий в Госдуме и с органами власти часто носит не конструктивный, а деструктивный характер, который лишь обостряет политическую и социальную ситуацию в стране.

Уровень политической толерантности находится в прямой зависимости от психического состояния человека, группы людей или целого общества. Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, член-корреспондент Российской академии наук Н. Римашевская обнародовала результаты исследования ученых. Неуверенность в завтрашнем дне, произвол и преступность привели общество к состоянию постоянного стресса. По приведенным данным, сегодня почти 70% населения в стране нуждаются в медицинской помощи врачей и психологов. Эти данные вызывают серьезную тревогу, и окружающая нас аура не способствует созданию обстановки взаимопонимания и согласия.

Ученые и политики не без основания считают, что сейчас наше общество находится в срессовом состоянии, а потому прогнозировать поведение людей и говорить о соблюдении ими принципов толерантности довольно сложно.
Тяжелое материальное положение большинства граждан, постоянно растущие цены на продукты питания, лекарства, электричество, газ, бензин, топливо, услуги ЖКХ, разгул преступности, абсолютная незащищенность людей правоохранительными органами, отсутствие перспектив и надежд в завтрашнем дне, да и многое другое, привели общество в стрессовое состояние, люди испытывают сильное нервное напряжение. В силу сложившейся ситуации Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского вынужден был открыть для граждан «горячую» линию. Специалисты зафиксировали рост числа обращений к психологам на 10%, а к психотерапевтам – на 20%8. Пациенты жалуются на депрессию, неврозы и панические страхи.

Предохранит ли Россию в такой обстановке работа, проводимая по реализации федеральной программы? В массовом понимании слово «толерантность» воспринимается как терпимость, снисходительность. А вдруг терпение иссякнет? Этот вопрос не может не волновать общество.
Сдерживающим моментом обострения межнациональных отношений является сегодня тот факт, что государствообразующим ядром в России является русский народ, который по своему менталитету и сознанию интернационален. Русский народ испокон веков проявлял уважительное отношение ко всем народам, населяющим российские просторы. Сейчас в России живет 115 миллионов русских, что составляет около 80% населения РФ. На оставшиеся 20% приходится 175 национальностей9.

Государствообразующий народ в силу своего положения призван быть сердцем и душой страны. Академик Д.Лихачев в свое время заметил, что русский народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру. В жизни русский народ и является таковым, во многом ущемляя себя, он всегда помогал другим. Поэтому создание сильного национального государства в интересах всех народов России. Без русских людей с народами национальных меньшинств никто и никогда считаться всерьез не будет – это аксиома общественной жизни в прошлом и настоящем.

К сожалению, в наши дни против русского народа направлены многочисленные стрелы как на государственном, политическом, так и на бытовом уровне. В прессе, на радио и телевидении нередко открыто издеваются над тем, что свято и дорого для русского человека. Этим часто злоупотребляет наша пресса. В одной из публикаций, не стесняясь, предлагается «на слова «русский» и «патриотизм» наложить ограничения». По мнению одного из авторов опубликованного материала «не должно быть ни русских генералов, ни русских бандитов, ни русских ученых. Только российские – любой национальности. Нет и русской литературы – есть литература русскоязычная. Необходимо изгнать слово «русский» из нашего языка отовсюду, где оно не касается русского языка. Есть русский язык. И все. Или почти все. Еще бы хорошо забыть слово «патриотизм»10.
Когда подобного рода материалы публикуются в прессе, невольно напрашивается вопрос: «Как это понимать с позиций толерантности»?

Оскорбление национальных чувств постоянно происходит и на телевизионных каналах. В авторской программе, которую ведет М. Швыдкой, на государственном канале он на полном серьезе утверждает, что в России существует русский фашизм и что «русский фашизм страшнее немецкого». Эта передача вызвала бурю возмущений со стороны телезрителей. Больше того, 44 депутата Государственной думы выступили с открытым протестом и опубликовали его в печати.
Политическая толерантность сегодня проходит испытание временем. Причем эта проблема не только, и даже не столько российская, она приобрела широкий международный размах.

Недавно ведущие журналисты Италии обратились с призывом к своим европейским собратьям по перу. В виде Манифеста они опубликовали обращение в зарубежной и в нашей прессе. Смысл этого документа: организованно выступить против деструктивной роли, которую сейчас играют СМИ. Четвертая власть в мире настолько срослась с политической властью и настолько зависит от частных интересов владельцев капитала, что отказалась от соблюдения нравственных и гражданских ценностей, утратила свои контрольные функции. Речь идет о необходимости выработки этических и деонтологических стандартов для всей медийной системы.

Моральная философия (деонтология) одним из основателей которой был английский законовед Джереми (Иеремия) Бентам, чье учение получило широкое распространение в конце XIX века во Франции и в Америке, неожиданно стало приобретать новое звучание в XXI веке. В прессе вдруг заговорили о прикладной деонтологии, о том, что необходимо соблюдать ее в медийной системе, юриспруденции, медицине и других сферах общественной жизни. И это не случайно.
Сотрудники Института социологии РАН и Хьюстонского университета США в течение 1996-2000 гг. проводили социологическое исследование. Они проанализировали, насколько широко распространена политическая толерантность в российском обществе. В результате исследования, которым было охвачено более 2000 человек, выяснилось, что уровень поддержки принципов политической толерантности оказался в процентном соотношении далеко не радужным11.

Поддержка принципов политической толерантности  1996 год 1998 год 2000 год
Наиболее толерантны 21,3 20,5 21,6
Менее толерантны 34,8 37,8 34,3
Не толерантны (ни по одному из предложенных для оценки пунктов) 43,9 41,6 44,1

Нынешнее положение в стране требует серьезного и критического осмысления сложившейся ситуации, здесь необходимы кардинальные решения. Далеко не маловажную роль призвана сыграть и наша пресса: ее долг донести до широких масс и руководства страны призывы ведущих ученых, политических и государственных деятелей, предлагающих научно обоснованные решения для выхода из образовавшегося тупика. Анализ многих материалов, публикуемых в СМИ, к сожалению, вызывает недоумение своей деструктивной позицией и той патологической яростью, с которой они нередко набрасываются на инакомыслящих и представителей оппозиции. Некоторые из них стали исключительно рупором проправительственных идей и взглядов, но не выражением общественного мнения.

Для формирования политической культуры большую роль играет информированность, просвещение населения в вопросах политических и социально-экономических. Широкие массы должны не только осознать, но и разбираться в них, уметь дать объективную оценку решениям, принимаемым органами власти. Политическая информированность населения способствует развитию политической культуры и выработке принципов политической толерантности.


  1. Известия. 2002, 16 ноября
  2. Горький М. Владимир Ленин.// Русский современник. 1924, №1, С.241
  3. М. Колдобская Русский вопрос – еврейский ответ // Новое время. 2004, №35, С.5.
  4. Известия. 2010, 20 декабря.
  5. Ведомости. 2011,18 января; Коммерсантъ, 2011,18 января.
  6. Воля народа. 1917, 6 (19) мая.
  7. Новая газета. 2011, 19 января.
  8. Коммерсантъ. 2009, 21 января.
  9. Социально-гуманитарные знания. 2002, №4, С.20.
  10. Известия. 2002, 14 сентября.
  11. Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90х годов. М., 2002, С.7, 25.

Новости

В институте

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука