Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Л.П.Шестеркина,
кандидат исторических наук,
профессор, декан факультета
журналистики Южно-Уральского
государственного университета

                                                                  

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

СТРУКТУРЫ ЖАНРОВ ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

 

Одной из текущих практических задач журналистского образования на современном этапе является освоение студентами системы жанров средств массовой информации.

Первое представление о жанрах журналистики студенты получают уже в первый год обучения в программе курсов «Введение в специальность», «Журналистика», «Основы творческой деятельности журналиста». Более развернуто жанры представлены в программах дисциплин специализации: «Основы телевизионной и радиожурналистики», «Профессия – репортер», «Событийная телевизионная и радиоинформация» и др. Центральной дисциплиной по изучению и усвоению студентами специфики, современного состояния и типологии жанров является «Методика телевизионной и радиожурналистики». В этой программе нами предпринята попытка разработать современную типологическую структуру жанров телевизионной и радиожурналистики.

Мы исходили из того, что журналисту следует знать возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса перестройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, проблемы жанровой преемственности, так как без такого системного взгляда трудно разобраться во всех видоизменениях жанра, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него сегодня появляются.

Студенту необходимо как можно раньше усвоить, что жанр в журналистике – это особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических содержательных и структурно-композиционных признаков. Для каждого жанра характерны свои признаки, однако существуют жанровые признаки общего характера, являющиеся объединяющим компонентом для каждого из них. К ним относятся: тема произведения как жанровый признак, который определяет сущность отображаемой действительности, ее внутреннее содержание, ее смысл и значение; композиционная организация материала, которая определяет, каким образом сочетаются отдельные элементы описания, по каким принципам строится произведение, какие критерии лежат в основе отбора материала, насколько широкий круг явлений и событий оно охватывает, насколько общим или частным является изложение.[1]

Структуру жанра определяют такие жанроформирующие элементы, как предмет отображения, целевая авторская установка и методы отображения. Предметом отображения могут быть актуальные события, процессы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и сознательной деятельности. Целевой авторской установкой может быть описание предмета, его оценка, выявление причинно-следственных связей и прогноз развития событий и процессов, разработка программы действий.

От целевой авторской установки зависят и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт. На рационально-познавательном (логическом) уровне используются эмпирические, теоретические, социологические и нетрадиционные методы, на эмоционально-чувственном уровне основой создания документальной образности являются художественно-изобразительные средства. Выбор жанра возможен только в соединении всех трех жанроформирующих элементов.

Предмет, цель, метод – базовые понятия, на которых держится жанр. Постоянство связей между ними обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым при сравнении произведений разных авторов. Однако недостаточно изучить весь «алфавит» методов и приемов – важно понимать границы их применения. В журналистике нельзя все формализовать, опираясь лишь на внешние признаки явлений. Всякий раз методология конкретной журналистской работы есть стратегия взаимодействия закономерностей и принципов. Журналист выбирает методы в соответствии с областью своего исследования. Владение теорией жанров – непременное условие его профессиональной квалификации. Вне системы жанров профессия не существует.

Жанры в журналистике развиваются и совершенствуются в зависимости от конкретных задач, решаемых автором. На их развитие влияют методы исследования действительности, запросы и требования аудитории, возможности телерадиоканалов. Разнообразие жанровых форм позволяет освещать в эфире все многообразие реальной жизни».

Исследователи выделяют следующие основные тенденции в системе жанрообразования:

·                процесс перестройки на современном этапе идет за счет смещения одних жанров другими;

·                возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности;

·                процесс размывания жанровых границ приводит к образованию гибридных форм и к жанровому обогащению.[2]

Но, изменяясь и трансформируясь, жанры сохраняют свою преемственность и типологические характеристики.

«Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких, ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет имеющиеся. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бытия, по отношению к которой он незаменим. Но в то же время каждый существенный и значительный новый жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы».[3]

Теория журналистики в целом и методика телерадиожурналистики в частности всегда следуют за практикой. Такова реальность. Сегодняшняя реальность состоит в том, что телевидение и радиовещание переживают бурный процесс трансформации жанров. С одной стороны, он характеризуется появлением новых жанровых единиц (ток-шоу, журналистское расследование, дебаты), с другой стороны – проявлением определенных традиций, связанных и с особенностями современного общественного развития, и с природой, выразительными возможностями телевидения и радио. В результате четко просматриваются основные «векторные» направления жанрового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность.

Процессы трансформации жанров журналистики находят свое отражение в теории. Претерпевает изменения и их классификация. Классическую систему жанров, основой которой являются три принципа подхода к изображению действительности (информационность, аналитичность, документальная образность), дополняют новые разработки. В одних эта система расширяется: к привычным жанрам в каждую группу включаются гибридные жанровые формы, разновидности делового стиля, некоторые жанры литературы и фольклора (А.А.Тертычный). В других – более четко определяются места «переходных» жанров, уточняется терминология (В.Л.Кройчик, О.Р.Самарцев). В третьих – обнаруживаются новые подходы к жанровому структурированию (Г.В.Лазутина, Е.И.Пронин, С.И.Гуревич, М.Н.Ким).

Несмотря на различие подходов к классификации жанров, в каждой из этих разработок есть свои достоинства, свои опорные точки, позволяющие более точно «определить место каждого жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами».[4] Существующие структурные модели в основном разработаны на базе печатной журналистики. И хотя некоторые исследователи считают, что в теории аудиовизуальных СМИ сохраняются более консервативные представления о системе жанров, чем в теории газетно-журнальной прессы, необходимость четкого структурирования телевизионного и радиопродукта тоже очевидна.

Опираясь на собственный опыт работы в телерадиожурналистике и преподавательской деятельности, мы попытались создать современную типологическую систему жанров аудиовизуальных СМИ с учетом основных их особенностей. Предлагаемая структура жанров представляет собой систематизированный, структурированный и в доходчивой форме изложенный материал, позволяющий овладеть всеми средствами организации телерадиопродукции, приемами совершенствования профессионального мастерства. Для этого по каждому из жанров нами определены развернутые характеристики жанрово-стилистических особенностей, а также даны конкретные методические рекомендации, позволяющие создавать качественный продукт телевидения и радиовещания. В своем исследовании мы опирались на работы профессора Воронежского государственного университета Л.Е.Кройчика в области печатных СМИ. Они представляются нам наиболее соответствующими специфике телевизионных и радиожанров по нескольким аспектам.

Во-первых, предлагаемая им структурная модель не разрушает привычную для телерадиожурналистики классическую систему жанров (именно эта система представлена во всех учебниках), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения действительности.

Во-вторых, разбивка всех жанров на пять групп вместо традиционных трех, не нарушая систему, уточняет местонахождение вновь образованных, так называемых гибридных жанров.

В-третьих, уточняется терминология. Вместо привычного определения «аналитические» предлагается более точное – «исследовательские» жанры. Кроме того – что для телевидения и радиовещания особенно важно – вводится такая характеристика, как «оперативность» жанра.

В нашем представлении современные жанры телерадиожурналистики делятся на:

·                   оперативно-новостные (устное информационное сообщение, видеосюжет);

·                   оперативно-исследовательские (интервью, пресс-конференция, репортаж, отчет);

·                   исследовательско-новостные (комментарий, журналистское расследование, дебаты);

·                    исследовательские (ток-шоу, обозрение, дискуссия, беседа);

·                   исследовательско-образные (телевизионный очерк, эссе, телефельетон, радиокомпозиция).

·                   В качестве сопоставительных параметров взяты следующие категории: определение жанра, жанроформирующие элементы (предмет, авторская задача, методы), социальная функция (по разработке Г.В.Лазутиной, это – информирование аудитории; ориентирование в событиях);

·                   включение в осмысление происходящего, побуждение к коррекции отношения к событиям;

·                   расширение поля социальной активности, интенсификация влияния    на социальные процессы;

·                эмоциональное и нравственное обогащение (поддержка жизненного   тонуса, побуждение к осмеянию зла), жанрово-стилистические особенности.

     Рассмотрение отдельно взятого жанра в предложенной типологической структуре позволяет установить его родовые и видовые связи с другими жанрами, выделить его общие и отличительные признаки, а также определить его место в ряду других жанровых разновидностей современного телевидения и радиовещания.

 

Резюме. Задачей журналистского образования сегодня является освоение студентами системы жанров телерадиожурналистики. В статье рассматриваются новые подходы к классификации жанров с учетом возникновения новых форм, размывания жанровых границ и других тенденций жанрообразования на современном этапе.

Ключевые слова.  Информация, жанр, метод, телерадиожурналис-тика, оперативность.



[1] См.: Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс. Ч. 2. Теория и методика журналистики. Ульяновск. 2000. С. 109.

[2] См.: Самарцев О.Р. Указ. соч.

[3] Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещание. СПб., С. 140.

[4] Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПБ., 2001. С. 320.

Новости

В институте

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука