Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 
А.Ю. Шрамко,
аспирант ИПК работников
телевидения и радио

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ В ДЕТСКОМ

ВЕЩАНИИ

 

При выборе тематики, форматов и жанров телепередач для детей необходимо опираться главным образом на возрастные и социально-психологические особенности детей. Очевидно, что от рождения и до окончания школы человек претерпевает множество изменений физического и социального плана, поэтому говорить о детской аудитории как о единой однородной социальной общности было бы некорректно. Существует множество научных определений возрастной периодизации, наиболее приемлемой, на наш взгляд, является концепция, предложенная Д.Б. Элькониным:

1.     Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2.     Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3.     Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4-5 лет.

4.     Старший дошкольный средний возраст: от 4-5 до 6-7 лет.

5.     Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет.

6.     Подростковый возраст: от 10-11 до 14-15 лет.

7.     Ранний юношеский возраст: от 14-15 до 16-17 лет.[1]

Так как в телевизионной практике принято считать, что предпочтения зрителей изменяются каждые три года, мы, в свою очередь, выделяем следующие возрастные группы. 

Возраст до 3 лет. Это наименее изученная возрастная группа, которой отечественное ТВ всегда уделяло мало внимания, да и представления о телевизионных предпочтениях детей до трех лет достаточно условны. В этот период ребенок только начинает познавать окружающий мир, учится делить предметы на классы: куклы, машины, ложки и т.д. К трем годам он начинает говорить и внимательно слушать, любит, когда ему читают сказки, стихи. К концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность, развивается память. Он более осознанно соотносит себя с окружающим миром, у него начинает проявляться поло-ролевая принадлежность – мужская или женская природа. Дети моделируют социальные роли в семье и окружающем мире, информацию о которых частично получают и во время просмотра телевизора. Детям этого возраста важно усвоить, как правильно себя вести.

В этом возрасте дети любят персонажей – животных и относятся к ним как к равным себе существам, не выделяя их из социального окружения, с удовольствием смотрят мультипликационные фильмы и кукольные представления. 

Успехом в этой возрастной группе пользуется передача «Спокойной ночи, малыши», которая задумывалась как «сказка на ночь» (она появилась в 1964 году). Первые несколько лет постоянных кукол-ведущих не было, передача выходила в эфир на картинках с закадровым текстом. В разное время на экране одни куклы-ведущие сменялись другими: сначала это были Шустрик и Мямлик, в 1972-м родился заяц Степашка (до 1968 года его звали Тепой), затем появились Хрюша и Филя. Передача активно развивалась. В кресле ведущего за долгие годы побывало изрядное число артистов, например, в 1970-е детей приветствовали «тети» и «дяди», что говорит о соблюдении определенной возрастной дистанции. В 1990-е на смену прежним ведущим пришли молодые, расстояние между поколениями сократилось. Сейчас в студии сидят девушки-ведущие, с которыми кукольные герои общаются на равных, обращаясь к ним по имени. Аня (Анна Михалкова) олицетворяет няню-волшебницу, Оксана (Оксана Федорова) – «старшую подругу», дядя Витя (Виктор Бычков) выполняет «мужские функции»: учит мастерить, принимать волевые правильные решения, играть в интересные игры. «Спокойной ночи, малыши» – пример того, как традиционные жанры выживают в новых мультимедийных условиях.

 Единственной программой, ориентированной на эту возрастную группу (она просуществовала с 2000 по 2002 год), были импортированные из Великобритании «Телепузики». Они быстро завоевали нашу детскую аудиторию. Передача привлекала юных зрителей не только яркими новыми персонажами, но и жанром – это детский телесериал.

Следующая группа телезрителей – дети от 3 до 6 -7 лет.

В отличие от предыдущей группы, эти дети уже проявляют самостоятельность (фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит об этом). У ребенка расширяется круг общения: он ходит в магазин, поликлинику, начинает активно общаться со сверстниками (именно в три года многие дети идут в детский сад). Ведущим видом деятельности у них является игра, особенно сюжетно-ролевая игра, когда ребенок разыгрывает жизненный или сказочный сюжет. Благодаря игрушкам он осваивает функциональное назначение предметов, приобретает новые знания.

Для дошкольников и младших школьников идеально подходит программа «АБВГДейка», так как ее цель заключается в познании через игру, с использованием клоунады и других цирковых элементов. С 1975 года и по сей день она представляет собой уроки в форме игрового спектакля, где в качестве учеников выступают клоуны.

Современная версия программы выходит по субботам на телеканале «ТВ Центр» с 2000 года. Ее неизменной ведущей (она играет роль «директора школы») осталась Татьяна Кирилловна Черняева. Прежним осталось и содержание программы: дети обучаются счету, письму, чтению.

Привлекательными для детей этого возраста можно считать следующие телевизионные жанры: мультипликационные и художественные фильмы, кукольные и цирковые представления, телеспектакли по мотивам сказок и литературных произведений. Идеальными могут быть передачи «совместного творчества», например обучение элементарным приемами рукоделия (поделки, рисование).

В Советском Союзе эти потребности детской аудитории в основном удовлетворялись. Например, в 1947 году для детей регулярно показывали пьесы-сказки. В начале 1950 годов появилась передача «Умелые руки», (она просуществовала до 1980-х), которая стремилась расширить кругозор юного зрителя, научить определенным навыкам. В 1959-м она распалась на два цикла: для дошкольников и младших школьников. В 1960-х в эфир выходили тележурналы об изобразительном искусстве «Радуга» (ЦТ) и «Холст» (ЛТС). Сейчас программ подобного рода на телевидении нет.

Разнообразие форм и жанров передач для детей младшего и среднего дошкольного возраста с каждым годом росло. Так, в 1970-1980 годы популярной среди малышей была музыкальная передача-конкурс «Веселые нотки». Под таким названием проходил телевизионный конкурс юных исполнителей, в котором принимали участие дети от пяти до десяти лет. Пользовалась спросом передача «В гостях у сказки», также появившаяся в конце 70-х годов.Ведущими были сначала Валентина Леонтьева, позже – Денис Матросов, Татьяна Веденеева, некоторые выпуски вела Ангелина Вовк. В передаче показывали фильмы-сказки, после чего дети присылали по их мотивам рисунки и поделки, которые демонстрировались после показа фильма.

Третья возрастная группа – дети младшего школьного возраста (от 6-7 до 9-10 лет).

Ребенок активно осваивает социально-культурные элементы, учится читать, писать, считать. Тяга к знанию связана не только с тем, что ребенок должен ходить в школу – к этому возрасту у него формируется устойчивая потребность в приобретении знаний. Возрастает значение игр с достижением результата (спортивные, интеллектуальные).

Одна из популярных развлекательных передач 1990-х – «Зов джунглей» (она выходила с 1993 по 2002 год). Две команды учеников младших классов участвовали в соревновании сродни «Веселым стартам».Программа предлагала спортивные, интеллектуальны и творческие задания.

Необходимо отметить, что в этот период возрастает познавательная активность ребенка, он задает много вопросов, всем интересуется. Поэтому на первый план здесь выходят научно-популярные программы, такие как «В мире животных». В последнее время на канале «Культура» демонстрировались просветительские передачи производства ВВС. Эти интересы в советское время удовлетворяло большое количество программ, например «Будильник» (она выходила с 1965 по 1989 год). Ее цель – будить фантазии детей, их выдумку. Вначале «Будильник» предназначался для детей всех школьных возрастов – это была единственная развлекательная детская передача. Когда появились другие развлекательные передачи, аудиторией «Будильника» стали в основном младшие школьники. Ведущими были Надежда Румянцева и Валентина Леонтьева. В передачу приглашались известные актеры, разыгрывались небольшие юмористические миниспектакли, проводилось «мультлото». В конце 1980-х программу переименовали, она стала называться «С утра пораньше».

В 1980 годы был открыт удивительный эффект: оказалось, что на границе 8 и 9 лет происходит скачок интереса к передачам о животных, о природе, но животные воспринимаются уже не как равные себе, а как подчиненные (подчиняемые) человеку.[2] Популярными становятся такие передачи, как «Непутевые заметки» с Дмитрием Крыловым на Первом канале, документальные фильмы о представителях флоры и фауны на канале «Культура», «Дневник путешественника» и «Наши любимые животные» на ТВ Центре.

Возраст от 9 до 12 лет – период, когда ребенок превращается в подростка. Этот возраст отличается высочайшей потребностью в действии, в расширении пространственно-временных границ познания – состояние подчас крайне противоречивое. Возраст, который можно охарактеризовать выражением «Хочу все знать».

С советского времени до 2003 года  Центральная киностудия научно-популярных и учебных фильмов готовила ежемесячный детский научно-популярный киножурнал, который так и назывался, – «Хочу все знать». Он был увлекательным и познавательным одновременно. Например, когда рассказывалось об электричестве, показывали провод «в разрезе»: внутри вереницей бежали крохотные мультипликационные рабочие в кепках и комбинезонах. В такой наглядной форме объяснялись самые разные понятия. Однако со временем тележурналы ушли в прошлое. И сейчас на экранах можно увидеть только одну передачу в этом жанре – «Ералаш».

В этот возрастной период по-прежнему востребованы мультфильмы, но если раньше более популярными были сюжеты о животных, то теперь – о героях, представляющих собой получеловека-полуживотное (русалки, черепашки ниндзя, инопланетяне, другие фантастические существа). В наибольшей степени проявляется интерес не к коротким и простеньким по сюжету мультфильмам, а к развернутому повествованию, мультсериалам, приключениям.

Резко возрастает интерес к кинофильмам. Именно в этом возрасте в большом количестве просматриваются фильмы, которые подростки классифицируют как детские. Наиболее популярные жанры – приключения и комедии. Сегодня к таким фильмам можно отнести большую часть сериалов на канале СТС: «Папины дочки», «Счастливы вместе», «Воронины», «Ранетки».

Большой интерес возникает к игровым программам – викторинам, передачам типа «Поле чудес», «Как стать миллионером», «Последний герой», «Самый умный».

Постепенно начинает проявляться интерес к программам популярной музыки, концертам известных групп. В 1970 годы увеличилось количество передач, посвященных музыкальному воспитанию. Например, цикл «Композиторы – детям», в котором зрители встречались с представителями мира музыки и могли увидеть очерки, посвященные их творчеству: тележурнал о музыке «Концертный зал телестудии «Орленок», передача «Школьникам о музыке». Таких передач больше нет, и только концертные программы могут собрать детей у телеэкрана, например ежегодный отборочный тур детского конкурса молодых исполнителей «Евровидение».

У детей в этом возрасте развивается интерес к спортивным передачам. Здесь в пример можно привести «Царь горы», которая выходила еженедельно с 1999 по 2003 год на Первом канале. Сейчас передач спортивной тематики, ориентированных на детей, почти нет, и они смотрят те программы, которые адресованы более взрослому поколению.

В 1990 годы в отдельное направление выделился показ мультфильмов и анимационного кино, которое стало основной формой вещания для детей. Под рубрикой «Дисней-клуб» выходили фильмы компании Уолта Диснея и сюжеты из Диснейленда. Сейчас почти все каналы ставят в сетку вещания мультипликационные и анимационные фильмы. Шесть лет назад детскую аудиторию завоевал российский мультипликационный сериал «Смешарики».

С развитием новых технологий в конце прошлого века стали выходить программы, знакомящие зрителей с компьютерными новинками. В то время одна за другой стали появляться видеоприставки, моментально завоевавшие умы и сердца подрастающего поколения. На мировой рынок хлынули тысячи картриджей для самых популярных игровых систем, таких как Денди и Сега.

Стала выходить передача о компьютерных играх на приставках «Денди – Новая реальность» (затем просто «Новая реальность»). Она выходила с 1994 по 1996 год, сначала на канале «2x2», затем на ОРТ, спонсировалась фирмой Steepler, популяризирующей игровые приставки в те годы. Ведущий Сергей Супонев в течение примерно получаса рассказывал о нескольких играх для 8-битных приставок Dendy, Game Boy и 16-битных Sega, Super Nintendo.

Интересным проектом для младших и средних школьников стала телевизионная игра «Позвоните Кузе», она использовала возможность виртуальной реальности.

В подростковом возрасте (от 12 до 15 лет) происходит половое созревание, несколько раньше у девочек, чуть позже у мальчиков. Для данного возраста характерно желание быть взрослым через отрицание всего детского. Это возраст познания человеческих отношений. Мальчики начинают подражать «настоящим мужчинам», уделять внимание физическим данным (записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость). Девочки, копируя манеру поведения окружающих женщин, пытаются выглядеть привлекательнее, уделяют большое внимание одежде, косметике.

К 12 годам резко падает интерес ко всем детским программам, но по-прежнему высок интерес к анимации, где главные герои – люди. Наиболее востребованным типом телезрелища становятся кинофильмы и телесериалы, такие как «Ренджеры», «Человек-паук». Сохраняется интерес к приключенческим фильмам, комедиям и мелодрамам (у девочек) и к их разновидностям. В центре внимания теперь уже не только погони и драки, но и человеческие взаимоотношения, в первую очередь отношения между полами и между «отцами и детьми». В этом возрасте для детей важно видеть, что с ними общаются на равных. Самый популярный телесериал середины 1990 годов – «Элен и ребята», «Друзья». Сейчас на экраны вышли фильмы «Универ» и «Школа».

Значимую роль начинают играть передачи о сверстниках, о молодежи. Возникает потребность увидеть на экране (и представить себе) свое ближайшее будущее. В этой аудиторной нише пользовались успехом такие передачи, как «Школьные новости», «Там-там-новости», «Шпаргалка» и др.

Особый интерес подростки испытывают к музыкальным программам, у них возникает и развивается «эффект фанатства» и стремление к поклонению «кумирам». Недаром в настоящее время концерты группы «Ранетки» из одноименного сериала пользуются огромной популярностью.

В 1960 годы закрепляет свои позиции спортивное направление детского телевещания. Первой в эфире появилась «Школа начинающего спортсмена», каждый выпуск которой рассказывал об определенном виде спорта. А в 70-е спортивные и подвижные телевизионные игры для ребят переживали свой расцвет: на экран выходят «Вперед, мальчишки!», «Операция «Зарница», «Приказ отважным, Всесоюзная военно-спортивная игра «Орленок», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Спортивное направление детского телевидения работало исключительно для подростковой аудитории.

Интересными были опыты в организации телевикторин для ребят. Проводились викторины по литературе – «Турнир любознательных», географии – «Ветер странствий», телеолимпиады по математике – «Один пишем – два в уме», истории – «Салют, Победа!». На смену советской викторине пришла телеигра. Эти жанры можно считать тождественными. Российская телевизионная игра «Семь бедодин ответ», выходившая на Первом канале (1999 – 2001 гг.), представляла собой классическую викторину, построенную на вопросах ведущего и ответах игроков. Игра проходила в три тура. В ней участвовали семь человек, поочередно занимавшие места на площадке, дав правильный ответ. Каждая программа была посвящена какой-то отдельной теме из области общих знаний: животные, география, история, спорт. Сейчас подобной викториной можно считать телеигру «Самый умный» на канале СТС. В телевизионном году проходят по две серии игр младшей (ученики 6-7 классов) и старшей лиги (ученики 8-9 классов). В каждой лиге после отборочных игр следуют полуфинальные, а затем – суперфинал. Игрок, прошедший в полуфинал, автоматически становится членом клуба «Самых умных». Но он должен подтверждать это звание, участвуя в телеигре «Самый умный» раз в полгода.

К современным познавательным передачам можно отнести интеллектуальное шоу «Сокровище нации» на Первом канале.

В раннем юношеском возрасте (от 14-15 до 16-17 лет) интересы и предпочтения стабилизируются, происходит переход от группового подросткового познания к пониманию ценности собственной личности и уникальности своего внутреннего мира. В телевизионных предпочтениях это проявляется в пристальном внимании к кинофильмам, построенным на психологическом конфликте, к программам, где обсуждаются проблемы взаимоотношений людей разных социальных групп.

В этом возрасте для девушек и юношей происходит расширение временной перспективы, они начинают думать о будущем, их интересует вопрос выбора профессии. Большое значение придается внешности. Изменяется отношение к дружбе: дети различают товарищеские отношения и дружбу. Девочки придают дружбе более глубокий и интимный смысл, чем юноши.

Запросам девочек в разное время отвечали программы «А ну-ка, девушки!», «Между нами девочками», «Девичьи слезы». «А ну-ка, девушки!»–популярная игровая телепрограмма-конкурс Центрального телевидения, выходившая в эфир с января 1970 года, сразу после новостного выпуска и представляла телевизионный конкурс среди девушек, отобранных по профессиональному признаку. Участницы соревновались за звание лучшей по профессии. В передаче выступали популярные советские исполнители и вокально-инструментальные ансамбли, известные танцевальные коллективы. Передача позиционировалась как «спортивно-интеллектуальное соревнование самых красивых девушек Советского Союза». «Между нами девочками», «Девичьи слезы» – это похожие друг на друга передачи, которые строились на дискуссиях девочек по социально-бытовым темам: о косметике, моде, одежде, отношениях с мальчиками и т.д.

В 1990 годы редакция в «Останкино» еще продолжала готовить популярные передачи, например «До 16 и старше». (она появилась в 1983 году). С первых же выпусков в ней стали рассматриваться самые острые проблемы молодежной жизни, будь то беспризорщина или движение рокеров, наркомания или дедовщина, проблемы досуга и взаимоотношений в семье.

Мы проследили, как изменяются форматы и жанры передач в зависимости от предпочтений детей разного возраста. Можно сделать вывод, что детско-юношеская аудитория нуждается в том, чтобы для каждой возрастной группы создавалась хотя бы одна целевая программа, а при выборе ее жанра учитывались психологические особенности развития ребенка в том или ином возрасте. 

Мы выяснили, что для детей до семи лет телепередачи представлены очень скудно. Одни жанры (тележурналы) почти исчезли с телеэкранов. Другие изменились (викторины). Сейчас познавательную информацию юным зрителям преподносят в форме развлечения. А в условиях недостатка передач для некоторых возрастных групп происходит замещение их «взрослыми». 

 

Резюме. Форматы и жанры передач изменяются в зависимости от предпочтений детей разного возраста. Детско-юношеская аудитория нуждается в том, чтобы для каждой возрастной группы создавалась хотя бы одна целевая программа, а при выборе ее жанров учитывались психологические особенности ребенка в том или ином возрасте.

Ключевые слова. Мультфильмы, куклы, возраст, сериалы, животные, знания, путешествие.

 



[1] См.: Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: Конспект лекций. М., 2008. С.44.

[2] См.: Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога. М., 2007. С. 67.

 

Новости

В институте

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука