Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

А.В.Аверкова,
аспирант ИПК работников
телевидения и радио      


ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМ И ЖАНРОВ:

ОТ ИСТОРИИ К ПЕРСПЕКТИВЕ

 

Человеческая культура всегда находилась в стадии трансформации, так как рождение новых ее форм далеко не сразу вытесняло старые. Смешение видов и жанров чаще всего приводило к образованию новых искусств.

Всякого рода трансформации ставили своей целью удовлетворение зрительского спроса и увеличение аудитории. Вот как описывает французский историк Поль Гиро реакцию зрителей на яркое зрелище – гонки на колесницах: «Самое интересное зрелище представляют собой сами зрители. На их лицах живо изображалось страстное внимание, с которым они следили за всеми перипетиями борьбы. Они били в ладоши, вопили не своим голосом, вскакивали с места, размахивали платками и тогами, ободряли лошадей. Энергично жестикулируя, посылали по адресу неумелых возниц ругательства, вступали друг с другом в спор или же предавались необузданному ликованию победителей».[1]

 Средневековье принято называть «мрачным», однако в городской среде того времени основным развлечением были пиры карнавалы, на площадях выступали странствующие музыканты и циркачи, мастера акробатики, гимнастики, фехтовании, борьбы и т.п. То есть «культурную программу» составляли самые разные жанры, и в этом видно желание организаторов удовлетворить спрос разных групп населения, с разными вкусами и предпочтениями. 

 

Возрождение было эпохой, подарившей миру великое искусство и утвердившей новые принципы взаимоотношений между людьми. Это время культа красоты. Французский философ и историк Ипполит Тэн писал об этом так: «Наслаждаться, и наслаждаться благородно, величественно, наслаждаться умом, чувствами и в особенности глазами».[2] В этом времени парадоксальным образом соединились остатки феодального мировоззрения и возникающие новые утонченные идеи. Основными порывами деятелей искусств той эпохи можно назвать желания объединить чувственность с наслаждением от развлечений. Популярными видами были конные скачки, бега буйволов, метание копий, фехтовальные турниры и маскарады. Зрелищные эффекты, принципы развлекательности запечатлены в разных видах искусства, прежде всего пластических.

Новый поворот в трансформации искусств наметился в ХVII веке в стиле барокко, когда появилась принципиальная установка на зрелищность, эпатажность, чувственность (достаточно вспомнить живописные полотна Рубенса и скульптурные композиции Бернини). Кроме того, в барокко впервые появились откровенные подражания и повторения как определенный элемент стиля.

 В барокко, а позднее и в рококо, возникает иллюзия игры, преднамеренная установка на «втягивание» зрителя в действие, для чего в   произведениях искусства усиливается акцент на эмоции. Грань между иллюзорным и реальным как бы исчезает – все делается для эмоционального потрясения зрителя. Здесь необходимо добавить одну не-маловажную деталь, которая в последствии будет иметь колоссальное значение для успеха массового зрелища, – деньги. Коммерциализация творческого процесса, берущая свой исторический старт со стиля барокко, не раз будет давать повод для критических философских оценок в подлинности авторского видения, но вместе с тем станет мощнейшим стимулом в развитии эстетической и технической составляющих зрелища.

В формировании новых трансформаций решающим оказался процесс, связанный с ростом городского населения. Возникали новые, городские по происхождению, жанры, которые не были функционально связаны ни с сезонными сельскими работами, ни с богослужениями, а были призваны удовлетворять эстетические потребности человека.

В России на рубеже ХIХ-ХХ столетий радикально меняется представление о назначении искусства, о его природе. Мировоззренческий кризис совпал с коренными социальными изменениями: небывалый рост городского населения, связанный с отменой крепостного права, разорением дворянства и становлением купечества. «Все это радикально меняет состав зрительской аудитории, ее предпочтения и вкусы, но вместе с тем расширяет палитру художественного творчества».[3]

Так, отмена существовавшей до 1882 года монополии императорских театров способствовала появлению в столицах новых театров, и в первую очередь развлекательного толка: оперетты, фарсы, театры-варьете, представлявшие так называемые легкие жанры. Новые антрепризы «развлекательного» назначения в подражание столицам стремительно распространялись по всей стране. Безусловно, такой трансформацией двигал в основном расчет – умелая постановка дела сулила обогащение. Новое время требовало новую моду, и она пришла с Запада. «Исконно национальные жанры, издавна бытовавшие в России, соседствовали с импортным искусством французских шансонов и заокеанских синкопированных танцев; художественные традиции, восходящие еще к временам ярмарочных увеселений начала ХIХ века или таборного цыганского пения пушкинских времен, уживались с модными скоропреходящими влияниями современного буржуазного города».[4]

Новоиспеченные горожане – недавние крепостные крестьяне требовали своей доли в искусствах. Во многом они же и влияли на «новое» искусство, привнося в него свой фольклор.

На этот же период приходится расцвет спортивных зрелищ. Так, в петербургских садах, таких как Измайловский, не только играли военные оркестры и демонстрировались эстрадные и цирковые номера, но и происходили чемпионаты по борьбе. Первый Всероссийский чемпионат по борьбе состоялся в Петербурге в 1897 году и затем стал ежегодным. «Ни одно зрелище сейчас не привлекает так публику и не волнует так зрителей, как борьба», – писал рецензент «Театральной газеты».[5] Имена И.Поддубного, И. Заикина, Г. Луриха приобретали известность наравнее с именами популярных актеров. В переходе борьбы из цирка на эстрады летних садов огромную роль сыграл Иван Лебедев, борец, обладавший еще и актерским талантом. Единоборством борцов завершались спектакли театров не только легкого жанра, но и серьезной драмы. Еще больший интерес подогревали введения чемпионатов по женской борьбе.

 Борьба начинает занимать столь важное место, что привлекает внимание Александра Блока. В предисловии к поэме «Возмездие» поэт ставит расцвет французской борьбы в один ряд с важнейшими культурными событиями предреволюционного десятилетия.

Конец ХIХ века связан с еще одним, пожалуй, самым зрелищным событием мирового масштаба – возрождением Олимпийских игр благодаря подвижничеству Пьера де Кубертена. Первые Игры были проведены в 1896 году в Афинах, и это было незабываемое зрелище для его очевидцев. Уже тогда состоялись массово-помпезные церемонии открытия и закрытия Игр. А ведь они и сегодня представляют собой синтез многих видов искусств и спортивных зрелищ.

 Как бы ни возмущались ценители «высокого» искусства, круг потребителей массовых трансформированных зрелищ неуклонно расширялся. Мощным толчком для этого стала наука, приведшая, к невиданном до селе техническим возможностям. В конце ХIХ века в России появился и граммофон, и синематограф. В эстетике отмечается синкретичность экранных форм, то есть отсутствие четкой выкристал-лизовавшейся структуры. Жест, слово, музыка существуют слитно, не выделяясь в самодостаточные звенья.

Но следует отметить, что новейшая история культуры свидетельствует о постоянном стремлении разновидностей искусств сохранить полифункциональное воздействие. Безусловно, многое из существовавшего в прошлом не может функционировать в иных условиях в прежнем виде. Поэтому и формируются новые виды и жанры. И этот процесс бесконечен. Разные виды искусства вбирают в себя много нового, но и что-то сохраняют. Такой процесс приводит к созданию синтетических форм.

Не всегда слияния жанров дают «высокий» результат. Например, в последнее время некоторые деятели решили поэкспериментировать с трансформацией скульптуры, кино и телевидения. Так, в Черкассах и Киеве установлены памятники парикмахеру Голохвастову из комедии «За двумя зайцами». В образе безошибочно определяется прототип – народный артист СССР Олег Борисов. В новосибирской и московской областях есть монументальные композиции образов легендарной троицы – Труса, Балбеса и Бывалого. Нет законченного подсчета памятников Глебу Жеглову – герою сериала «Место встречи изменить нельзя». Из последних – открытие памятника одесскому милиционеру Давиду Гоцману (актер Владимир Машков) через год после премьеры сериала «Ликвидация».

Следует обратить внимание на специфические особенности экрана. Здесь всегда можно наблюдать синтезирование отдельных видов искусства. История показала, что элементы различных искусств, а порой и сами искусства, синтезируясь в зрелище, приобретают новое качество. «Есть такое эффектное зрелище – шахматные игры на стадионе. Огромные клетки, живые фигуры офицеров и королей, настоящие кони. Десятки тысяч на трибунах болеют за игроков. Но правила игры остаются теми же, что были, и выигрывает не тот, кто научился иметь дело с большой доской, но тот, кто умеет играть на маленькой».[6]

С 90-х годов телевидение стало приобретать привлекательный характер. Оно менялось на глазах как визуально, так и содержательно. Увеличилась доля интерактивных передач, появились новые каналы. На смену дикторам пришли «лица». Эта трансформация привела к новому телебуму.

          Автор занимается исследованием спортивного телевидения, поэтому и приводит примеры синтеза спорта и экрана. Перенес спортивного зрелища на экран влияет на его эстетическое воздействие на зрителя. Человек на стадионе не сможет увидеть все тонкости матча, телевидение же дает ему возможность насладиться моментами повторов забитых голов, разглядеть лица футболистов.

Необходимо отметить тот факт, что еще на заре телевизионного становления спорт был самым зрелищным видом показа. Во многом благодаря спортивным трансляциям и с внедрением многокамерной съемки начиналась техническая революция на телевидении, что сущест-венным образом повлияло на создание новых экранных форм. Многие

 

организаторы крупных турниров сами приобретают дорогостоящую телевизионную технику, работа которой используется при трансляции. Например, во время соревнований по биатлону зритель одновременно видит на экране стреляющего лыжника и видеографическое наложение мишени. Каждый промах или каждое попадание по мишени, так волнующие зрителя, – это не видеоряд, снятый оператором, а видеоинформация, предоставляемая судейским сервером. То есть специальная телетехника (микрокамеры, считывающие цифровые устройства и т.д.) приобреталась организаторами соревнований не только для получения четкой и точной информации, предназначенной судейской коллегии, но и для использования ее в телевизионной трансляции. Такое союзничество обоюдовыгодно, ведь оно имеет общую цель – повышение зрелищности экрана.

В совершенствовании существующих экранных форм немалую роль играют спецэффекты: их обилие серьезно трансформирует экранные версии спортивных и концертных представлений.

Еще одним стимулом к появлению новых форм на экране стала общедоступность в приобретении телекамер. «И чем больше в мире обладателей личных камер, тем больше экранных точек зрения на окружающую действительность».[7] Что касается «точек зрения», то это очевидно. Но только вряд ли зрительский интерес привлечет, например, дилетантский видеоряд.

Изменение форм на телевидении в последнее время происходит путем заимствования и слияния разных жанров, причем не только телевизионных. «Понятия театра, живописи и литературы тоже необходимы для образования нового способа общения между людьми – кадровидения».[8] Здесь будут уместны примеры проектов канала «Культура», а также приведшие к небывалому росту зрительской аудитории симбиозы пластических искусств и спорта, как-то «Ледниковый период» и «Танцы со звездами».

Создание новых форм диктуется не только творческим, но и техническим потенциалом. Современная техника позволяет производить гигантские репродуктивные работы как произведений искусства, так и вообще любых жизненных явлений. Оба эти факторы вызвали невиданное ранее развитие специфических возможностей экрана. «Такое развитие способствует появлению все новых форм зрелищ как феномена общечеловеческой коммуникации. Зрелище было, есть и будет».[9] Хочется продолжить и сказать, что телевидение есть и будет. Но здесь тоже намечаются новые трансформации, которые неизбежно приведут к новым формам.

Во-первых, это появление цифрового ТВ, которое позволит вычленять разные жанры на отдельные каналы вещания. Формы станут более узконаправленными, но более многочисленными. Телевидение, скорее всего, станет держать курс на полную интерактивность.

Во-вторых, трансформация самого экрана привела к изменению его философии. В 1995 году образовалось кинематографическое сообщество будущего, которое учредило академию дигитального Голливуда. Впервые в объединение вошли не только кинематографисты, но и представители индустрии развлечений, телевидения, компьютерного бизнеса, телефонных компаний, медиаиздатели. Это означает, что на территории собственно экрана появился его новый союзник – дигитальные технологии, идет его сращивание с компьютером и голографией. Появляется не только новый вид зрелища, но и новый тип общения зрителя с экраном. Человек в одиночку погружается в мир виртуальный.

          Дигитальный процесс содержит в себе парадокс: предлагает более высокую ступень массовости и в то же время качественно новое индивидуальное потребление. Меняется уровень диалогичности экрана, он становится интерактивным.

Вот уж где кстати слова Сергея Муратова: «ТВ – кратчайшее расстояние между человеком и человечеством. Точнее, путь от человечества к человеку. Доставка в дом воды не с помощью коромысла с ведрами, наполненными в колодце, а самого колодца…Чтобы увидеть желаемое зрелище, не обязательно добираться до стадиона, взбираться на смотровую площадку или покупать билеты в кинотеатр. Зрелище само приходит в нашу квартиру. ТВ – информационный водопровод. Весь мир с доставкой на дом».[10]

 

Резюме. Излагаются исторические причины трансформаций искусств, приводящие к изменению форм и появлению новых; описывается синкретичность экранных форм; приводятся разнополярные оценки результата слияния жанров; дается прогноз влияния дигитальных форм на будущее телевидения.

Ключевые слова. Синтез искусств, спортивное зрелище, синкретичность экранных форм, эстетическое наслаждение, дигитальный процесс.



[1] Гиро П. Быт и нравы древних римлян. Пер. с франц. Смоленск, 2001. С. 216.

[2] Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С.88.

[3] Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. СПб. 2004. С.5.

[4] Нестьев И.В. Звезды русской эстрады (Панина, Вяльцева, Плевицкая) // Очерки о русских эстрадных певицах начала ХХ века.

[5] Шебуев Н.Г. Театральная газета, 1905, 30 июля.

[6] Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001. С. 144.

[7] Муратов С.А. Указ. соч.

[8] Беляев И.К. Спектакль документов: Откровения телевидения. М., 2005. С. 180.

[9] Беляев И.К. Указ. соч.

[10] Муратов С.А. Земноводные выходят на сушу. // Искусство кино. 2008. № 3. С. 112.

Новости института

Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»
15/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука