Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Эволюция форматов и жанров

 

 

Г.П.Бакулев,

доктор филологических наук,

доцент ВГИК

 

ЖАНРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

 

Термин «жанр» в обиходе означает просто вид или тип какого-нибудь объекта. В XIX веке он использовался как ссылка на определенный вид реалистической живописи, а в литературной критике – в значении любой узнаваемой категории или типа культурного товара. В теории кино этот термин отличается особой неоднозначностью, ибо между собственным взглядом творца на свое произведение и причислением его к тому или иному жанру критиками нередко возникает напряженность. Что касается большей части содержания массмедиа, то здесь концепция жанра не вызывает особых споров, поскольку, как правило, не связана с вопросом художественного авторства – этот термин играет роль подсказки для аудитории.

 Ни одно из предложенных определений жанра в журналистике нельзя считать исчерпывающим. Это могут быть:

– «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками»;[1]

– любая категория содержания, обладающая своеобразием, которое в относительно равной степени признают его производители (медиа) и потребители (аудитория);

– своеобразие (или дефиниция) зависящее от цели (например, информировать, развлекать и т.п.), формы (продолжительности, темпа, структуры, языка и т.д.) и смысла (опоры на реальные факты) произведения.[2]

Жанры, как правило, устоялись во времени и обладают узнаваемыми чертами. Они сохраняют культурные формы, которые, однако, тоже могут меняться и развиваться в рамках исходного жанра. Каждый жанр имеет стандартную структуру повествования или последовательность действий, базируется на предсказуемом ассортименте образов и включает несколько вариантов основных тем.

В тележурналистике понятие «жанр» включает в себя весь спектр художественных приемов, различных сочетаний способов изображения, художественного и музыкального оформления, способствующих наиболее эффективному раскрытию темы.[3] Он является тем конкретным средством, которое помогает всем массмедиа наладить непрерывное и эффективное производство и соотнести свою продукцию с ожиданиями потребителей. Поскольку жанр к тому же является практическим средством, позволяющим отдельному пользователю медиа планировать свой выбор, его можно считать механизмом упорядочения отношений между двумя основными участниками массовой коммуникации.

Эта точка зрения подтверждается весомыми доказательствами, полученными в результате изучения показа сцен терроризма на британском телевидении в новостях, документальных фильмах, общественно-политических программах и драматических сериалах. Анализ строился на основе двух концептуальных оппозиций: «открытое» изображение в противовес «закрытому» и «плотное» – в противовес «свободному». Открытое изображение оставляет место для нескольких взглядов на проблему, включая альтернативные или оппозиционные точки зрения. В закрытом изображении содержится только официальное, доминирующее или консенсуальное мнение; чем «плотнее» фабула, тем больше зритель склоняется к выводу, которого придерживается автор, редактор или ведущий программы. Оба параметра взаимосвязаны, но могут действовать самостоятельно, оба применимы как к реальности, так и к вымыслу. По их собственному выбору, теленовости бывают как «закрытыми», так и «плотными», тогда как документалистика и художественные передачи более разнообразны. Однако, чем больше аудитория, скажем, у вымышленных сцен терроризма, тем «закрытее» и «плотнее» они могут показаться, сливаясь с официальной версией реальности, представляемой в новостях.

Теория жанров, как и практика, постоянно развивается, видоизменяется и усложняется. Определенный тип логики, ассоциируемый с одним средством коммуникации, проникает в другое. В ходе живого взаимодействия и модификации жанров различных массмедиа ломаются междужанровые границы, рождаются новые жанры со своими особенностями.[4] Например, есть основания полагать, что телеразвлечения (и реклама) оказывают большое влияние на манеру подачи новостей и структуру информационных выпусков в целом. 

 

          Резюме. Теория жанров, как и практика, постоянно развивается, видоизменяется, усложняется. Ни одно из предложенных определений жанра в журналистике нельзя считать исчерпывающим. Этот термин играет роль подсказки для аудитории.

          Ключевые слова. Жанр, новости, культурные формы содержание.

 



[1] Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. // Основы творческой деятельности журналиста / Редактор-составитель Корконосенко С.Г. СПб. 2000. С.134.

[2] McQuail, D. Mass Communication Theory: An Introduction. L., 1987. P. 200.

[3] См.: Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.  С.194.

 

[4] Там же. С. 360.

 

 

 

Новости

В институте

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука