Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Л.П. Шестеркина,
кандидат исторических наук, профессор, декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета

 

ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТИПА

В УСЛОВИЯХ КОНВЕРГЕНЦИИ СМИ

 

Средства массовой информации, вливающиеся в мультимедийный процесс, трансформируются в особую структуру для интегрированной ра-боты в медиапространстве. Появились мультимедийные, или, как их еще называют, конвергентные редакции, в которых содержание по видам СМИ распределяется централизованно и которые не столь автономны, как в обычных холдинговых структурах. Конвергентные редакции возникают в различных частях мира и на базе разных СМИ – газет, радио, телевидения. Увеличивается и количество мультимедийных сред для таких СМИ. Те-перь мультимедийный контент (видео, аудио, фото, комментированное фо-то, инфографика) стал доступен не только посредством интернета, но и че-рез мобильный телефон.[2]

Перестройка редакции из традиционной в конвергентную приводит к изменению принципов планирования и продвижения материалов; ускорению цикла производства материалов и их публикации. Кросс-продвижение, использование новых источников мультимедийной информации, внедрение новых бизнес-моделей, сервисов, услуг, форматов прямой рекламы и другие изменения – все это требует изменений в обучении журналистов.

В зависимости от ключевых источников информации современных СМИ (интернет, редакционные и личные базы данных, социальные сети, ленты новостей информационных агентств) исследователь Пол Бредшоу выделяет следующие новые журналистские роли в конвергентной редакции:

·           редактор-агрегатор, усилия которого направлены на сбор информации (агрегацию), отбор полезного и релевантного материала (фильтрацию), публикацию (на сайте, в печатном издании, социальных закладках и блогах);

·           мобильный журналист, способный находить события за пределами интернета;

·           журналист-аналитик, умеющий работать с базами данных и таблицами, выявлять закономерности, обрабатывать статистику;

·           мультимедиапродюсер, отвечающий за весь информационный комплекс;

·           редактор-эксперт как навигатор отраслевой специализации;

·           редактор сообщества в интернете, чья роль заключается в том, чтобы формировать сообщества в интернете, помогать начинать и под-держивать дискуссию, отвечать на вопросы, объяснять, помогать поль-зователям в отдельных проектах, поощрять конструктивную актив-ность[3].

В этом перечне специализаций в конвергентном ньюсруме (перевод с английского «newsroom» – комната новостей) предметом нашего внимания являются журналисты, которые должны уметь создавать информационный продукт в различных форматах, и прежде всего в том формате, в котором они работают профессионально и который наиболее подходит для освеще-ния конкретного информационного повода. К примеру, на сайте может быть размещена информация в сопровождении видео- или аудиосюжета, а на страницах газеты — статья с анализом и комментариями экспертов. Те-леведущая Светлана Сорокина выходит в прямой эфир на портале «Эха Москвы» и РИА «Новостей», ведет блог на сайте агентства и телепередачу на традиционном канале. Журналист Ирина Ясина со своей экономической телепрограммой на сайте РИА собирает аудиторию, сравнимую с аудито-рией некоторых городских телекомпаний[4].

Региональные медиацентры в России и странах СНГ в полной мере не обладают таким техническим оснащением, как мультимедийные ньюсрумы, но их функционирование в условиях конвергенции также привело к определенным изменениям в профессиональной деятельности региональных журналистов. Например, корреспонденты «Вечернего Гродно» верстают авторские страницы и размещают новости на сайте. Команда telegraf.by обрабатывает фотографии и владеет языком html. А журналисты интернет-портала gazetaby.com пишут на все темы — от освещения социальных проблем до новостей шоу-бизнеса.

Журналисты сайта 74.ru осваивают формат радиовещания и телевидения. Корреспондент + верстальщик + фотограф + оператор + монтажер — все стадии производственного процесса в медиацентре способен выполнить журналист, создающий тексты. Такое использование различных типов представления информации на одной площадке является еще одной важной характеристикой деятельности конвергентной редакции.

С появлением мультимедиа и возникновением конвергентных редакций в журналистике сформировалось понятие универсального журналиста. Основное его отличие от традиционного в том, что он должен уметь определять оптимальный для конкретного сообщения формат и создавать в нем свой материал. В частности, ему нужно владеть техникой интервью, научиться подбирать факты и данные, пользоваться видеокамерой, диктофоном, обрабатывать видео-, аудио- и фотоматериалы, овладеть навыками графического дизайна, уметь писать тексты для газеты, радио, телевидения, интернета.

С. Балмаева в своих исследованиях по медиаконвергенции отмечает, что «если ранее журналист – это сотрудник редакции СМИ, участвующий в редакционном разделении труда, то сейчас это может быть фрилансер, мыслящий релевантно интересам целевой аудитории, способный отбирать, селектировать ценную для своей аудитории информацию. Профессиональный журналист теперь – модератор общественного интереса, агрегатор потенциального внимания, провайдер нужного контекста, диспетчер общественного доверия»[5].

В работах Я.Н. Засурского, посвященных проблемам журналистского образования в современном информационном обществе, также подчеркивается: «Сегодня журналист обладает цифровыми технологиями, позволяющими одновременно работать для газеты, радио, телевидения, интернета, мобильной журналистики. Это универсализация журналистской профессии, которая базируется на конвергенции информационного процесса, где визуальное начало соединяется с началом слуховым и текстовым. Все это, конечно, приводит к новым подходам в обучении студентов»[6].

Результатом таких подходов в образовательном процессе должно стать обретение студентами компетенций, необходимых для конвергентного процесса:

·           знание информационных потребностей своей аудитории;

·           понимание системы ценностей целевой аудитории: фигуры — «маяки», референтные группы, язык, стилевые предпочтения; причастность к определенным сообществам; понимание важности сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента;

·           умение собирать информацию с помощью сетевых сообществ и иметь навык работы с медиатекстами в интернете;

·           умение правильно отвечать на вопросы ситуативных задач, возникающих в системе сетевого общения, а также обладание навыками работы в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации); умение использовать рабочие ссылки, писать совместные с поисковиками заголовки, пользоваться и управлять семантическими указателями и/или категориями в системе медиатекста, работать в различных системах управления (Joomla, Wordpress, Drupal), JavaScript (язык сценариев) и др.

Кроме того, базовым умением для студентов должен быть навык съемок, записи и редактирования фото-, видео-, радиоматериалов.

Однако, на наш взгляд, к этим конкретным умениям и качествам, которыми должны обладать конвергентные журналисты, следует предъявлять ряд общих требований, которые необходимы журналисту-газетчику, журналисту-телевизионщику, журналисту-радийщику и интернет-журналисту. К ним мы относим следующие:

·           умение находить и излагать факты;

·   знать основные требования к журналистскому материалу в условиях конвергенции;

·           всегда иметь больше информации, чем отражено в материале;

·           показывать разные точки зрения, оставаясь при этом «над схваткой»;

·           содержание журналистских материалов должно напрямую затрагивать интересы общества в целом и каждого человека в отдельности;

·           каждая деталь, каждое слово в материалах любых СМИ должны быть абсолютно понятны;

·           журналистские материалы должны быть интересны от начала и до конца;

·           понимать и учитывать специфику каждого СМИ.

В условиях конвергенции требуется прежде всего усилить гуманитарную настроенность образовательного процесса на формирование профессиональных и личностных качеств журналиста.

Руководитель научно-исследовательской организации, известной как Анненбергская школа коммуникаций (г. Вашингтон), журналист и писатель Р. Суро, наблюдая насколько современные технологии изменили журналистскую деятельность, отмечает, что «учить студентов нужно ценностям. Выработать у них представление о том, в чем заключается социальная роль журналиста, чем журнализм отличается от других источников информации. Из студентов нужно делать экспериментаторов, людей гибких и открытых для инноваций, быстро ориентирующихся, быстро приспосабливающихся. Людей, которые будут способны избегать формульного мышления»[7].

Специалисты в области журналистики и журналистского образования (Е.Л. Вартанова, В.Л. Цвик, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохоров, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева, М.М. Лукина, Г.В. Лазутина) среди профессиональных качеств, которыми должен обладать современный универсальный журналист, выделяют как основные следующие:

·           глубокие знания в области гуманитарных дисциплин;

·           осознание особой роли СМИ в современном мире;

·           степень личной социальности и профессиональной ответственности;

·           высокий культурный уровень;

·           понимание специфики деятельности различных видов СМИ;

·           компетентность во всех аспектах профессиональной деятельности;

·           развитая профессиональная рефлексия;

·           способность к самообразованию, самоусовершенствованию.

 

         Резюме. В статье раскрывается процесс перестройки традиционных редакций в конвергентные. Исследуется потребность СМИ в журналистах универсального типа, рассматриваются новые подходы к системе журналистского образования  в условиях конвергенции средств массовой информации.

    Ключевые слова. Журналистика, конвергенция, редакция, средства массовой информации, универсальный журналист.

 

 



[2] См.: Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. С. 24.

[3] Указ. соч. С. 89-91.

[4] Указ. соч. С. 7.

[5] Балмаева С.Д. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. Екатеринбург, 2010. С.51.

[6] Засурский Я.Н. Журналистское образование // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 4.

[7] Цит. по Балмаева С.Д. Указ. соч. С. 47.

Новости института

Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»
15/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука