Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

А.В.Минбалеев,
кандидат юридических наук, доцент    
Южно-Уральского государственного

университета

    

                                                         

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ*

 

В Федеральном законе от 13 марта 2006 года «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») содержатся положения о распространении рекламы в средствах массовой информации. В России, как и во всем мире, регулирование рекламы в СМИ осуществляется установлением процентного объема рекламной информации в неспециализирующихся на ее распространении СМИ и ограничениями на публикацию отдельных видов рекламы в печати, на телевидении и радио. Следует заметить, что в  настоящее время законодательно не регламентируется специфика деятельности средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, хотя потребность в этом, несомненно, существует.

Регулирование рекламы в периодических печатных изданиях осуществляется ст. 16 ФЗ «О рекламе», а также ст. 36 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – Закон РФ «О СМИ»), в которой говорится, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в правовом порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Периодическим печатным изданием, согласно Закону РФ «О СМИ», признается «газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год». Основными периодическими печатными изданиями, используемыми для распространения рекламы, являются газеты и журналы. Определения терминов «газета» и «журнал» содержатся в ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Газетой является периодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания.

Журналом является периодическое издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного издания, в мягкой обложке или переплете. Главным отличием газеты от журнала, имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы (например, рекламы алкогольной продукции), является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты.

Согласно ГОСТ 29.137 – 97 «Издания. Термины и определения», обложка – это бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных данных и является элементом его внешнего оформления. Обложка издания (журнала) включает в себя четыре самостоятельные стороны, которые не нумеруются. Размещение запрещенной рекламы не допускается на всех сторонах обложки и на первой и последней страницах журнала.

Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях должно сопровождаться пометками «реклама» или «на правах рекламы». Текст материалов рекламного характера в таких изданиях не должен составлять более сорока процентов объема одного номера. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях рекламного характера: на их обложке или в выходных данных содержится информация о такой специализации. Между тем обложка как составная часть издания есть у журнала, но отсутствует в газете. Однако ФЗ «О рекламе» не учитывает это обстоятельство, так как предусматривает обязанность оповещения о специализации издания только на обложке. Поэтому представляется логичным распространение данного требования закона и на первую (последнюю) полосу газеты. Иными словами, есть необходимость внесения изменения в текст закона.

ФЗ «О рекламе» не определяет и содержание оповещения о рекламной специализации издания. На практике встречается несколько вариантов подобного обозначения: «рекламное издание», «рекламно-информационное издание», «на правах рекламы» и т.п. В результате возникает некоторая неопределенность, что негативно сказывается на читателе, который вынужден ориентироваться в разных типах рекламных изданий. На уровне закона стоило бы предусмотреть обязательность размещения на обложке журнала или на первой (последней) полосе газеты сообщения: «рекламное издание» или «издание, специализирующееся на материалах рекламного характера».

Сегодня приходится констатировать, что многие печатные издания, не желающие позиционировать себя как рекламные, нарушают требование об обязательном оповещении о своей специализации. Кроме того, очень часто используется небольшой размер шрифта оповещения, что не позволяет читателю сразу оценить характер издания. В связи с этим предлагается в Федеральном законе «О рекламе» установить определенный объем площади первой или последней полосы газет,  обложки журналов (например, в размере три–пять процентов),  в рамках которого должно осуществляться оповещение о рекламном характере издания.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным последний абзац ст. 16 ФЗ «О рекламе» изложить в следующей редакции:

«Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. На обложке журнала или на первой (последней) полосе газеты и в выходных данных таких изданий должна размещаться информация об их специализации в виде обозначения «рекламное издание» или «издание, специализирующееся на сообщениях и материалах рекламного характера. Объем данного сообщения не должен быть менее пяти процентов от площади обложки журнала или первой (последней) полосы газеты».

 

Резюме. Распространение рекламы в СМИ осуществляется в правовом порядке, установленном законодательством. Однако и закон «О средствах массовой информации», и закон «О рекламе» нуждаются в уточнениях.

Ключевые слова. Реклама, газета, журнал, закон.

 



* Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.

Новости института

Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»
15/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука