Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

А.В.Аверкова,
аспирант ИПК работников
телевидения и радиовещания       

 

СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ

В КИНЕМАТОГРАФЕ

 

С появлением кинематографа спортивная тематика занимает в нем особое место, а главное, она стала влиять на технический процесс производства фильмов. «Уже самые ранние фильмы при всей их примитивности демонстрировали новый способ изображения жизни в ее движении, то есть развитии, в конкретных и реальных связях людей между собой, людей и созданного ими мира»[1]. А спортивный мир для своей объективной оценки требовал от кинематографистов специального подхода. Классическим примером такой подготовки является немецкий оператор и режиссер Лени Рифеншталь.

                 В эпоху тоталитарных режимов в Германии и Советском Союзе сложились стереотипы показа в искусстве физически совершенных представителей своей нации, что для того времени было вполне закономерным явлением. Логике развития киноискусства 30-х годов соответсовало стремление показать героя как человека нерядового, неординарного, который воплощал собой идеологему своего времени, основные закономерности исторического развития. В кино США это были идеи нового рузвельтовского курса, в кино Франции –  идеи национального подъема, связанные с приходом к власти правительства Народного единства, а позже – с кризисными явлениями во французском обществе.

В отечественном кино главенствующей была идея руководящей и направляющей роли коммунистической партии, поэтому героями большинства лент являлись «обаятельные, крепко сбитые, почти все рослые, с мужественными лицами актеры»[2].

К съемкам фильма, посвященного Олимпийским играм 1936 года в Берлине, Лени  Рифеншталь начала готовиться заранее. Она обучила своих операторов  навыкам работы с модернизированными камерами и новыми объективами, изготовленными по ее специальному заказу.  На фильме было занято 45 кинокамер, которые обслуживали  60 операторов.

В «Олимпии» она продолжила свои операторские эксперименты, начатые в работе над фильмом «Триумф воли»: придумывала для камеры самые невообразимые положения, присоединяя ее к движущемуся предмету, привязывая к воздушному баллону, опуская под воду. На протяжении всех соревнований съемки не прерывали ни разу, чтобы зафиксировать каждый  момент великолепного действа. В итоге были получены сотни километров пленки, которую затем тщательно просматривали в течение нескольких месяцев. Еще полтора года занял монтаж фильма. Монументальную четырехчасовую «Олимпию»  показали зрителям в 1938 году, и с того момента список лучших мировых фильмов пополнился этим шедевром.

Даже сегодня не могут не поражать технические находки Л.Рифеншталь. Техника, и способы съемки, опробованные в этой картине, стали классическими и использовались потом неоднократно, но повторить успех «Олимпии» никому не удавалось. Оживающая греческая статуя, фрагменты марафона, гребли, метания ядра – все эти ее находки цитируются многими режиссерами в фильмах, клипах, рекламе.

Учитывая время и место съемок, а также идеологическую составляющую спорта, Л.Рифеншталь возвела обнаженное мужское тело в превосходную степень, показав его сверхчеловеком – завоевателем. Но главное, успех картины предопределил специальный подход к съемкам различных видов спорта.

 

На этой картине режиссером было придумано очень многое. Чтобы снять прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле и смогла показать их прыжки на фоне неба. Чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, придумала катапультировать камеру одновременно со стартом бегунов. Чтобы снять общие планы с воздуха, использовала дирижабли и воздушные шары с маленькими камерами. (Шары часто улетали со стадиона, и поэтому в корзину клали записку: «Вернуть в съемочную группу Лени Рифеншталь.») Высшим операторским достижением стал показ прыжков в воду. Их снимали тремя камерами:  одна была вверху, другая (впервые в истории кино) под водой, а третья (с двумя скоростями) сбоку. При монтаже, пуская пленку в обратную сторону, меняя ритм и постепенно замедляя его, режиссер добилась потрясающего эффекта парения в воздухе прекрасных человеческих тел.

Во многих лентах игрового кино, затрагивающих спортивную жизнь, часто использовались реальные соревнования или делались попытки показа реальных массовых зрелищ с сохранением традиционных правил игры. Из раннего кинематографа стоит выделить фильм «Шахматная горячка» (режиссеры В.Пудовкин и Н.Шпиковский), снятый во время первого Московского международного турнира 1925 года. В нем принял участие шахматный король Хосе Рауль Капабланка, и после выхода фильма на экран начался массовый психоз: в моду вошли галстуки и запонки «а-ля Капабланка», клетчатые кепи и даже носки.

Самой знаменитой картиной на спортивную тему до войны стала музыкальная комедия «Вратарь» (режиссер С.Тимошенко). Сценарий по собственному роману написал Лев Кассиль. К киноклассике относится и послевоенный фильм о боксе «Первая перчатка» (режиссер А.Фролов, сценарист А.Филимонов). В середине 1950-х годов С.Тимошенко снял новую комедию про футбол «Запасной игрок», которая принесла известность актеру Георгию Вицину.

В 1967 году режиссер Станислав Говорухину представил зрителю   фильм «Вертикаль». Он знаменит не только благодаря авторам, но и Владимиру Высоцкому, который сыграл в нем одну из главных ролей и спел несколько своих знаменитых песен.

Спортивная тематика в советском кино, как правило, выполняла идеологическую задачу. «Наши» спортсмены показывались как самые лучшие и должны были всегда побеждать. Такое навязывание тем и задач не способствовало созданию кинематографических шедевров.

«Спорт – средство самовоспитания человека. И для художников, которые обращаются к спорту, это благодарнейшая область: тут можно найти и героические характеры, и острейшие конфликты, и драматическое напряжение борьбы. Казалось бы, в кино под объективом съемочной камеры все эмоции спортивных баталий должны предстать наиболее сконцентрированно, сильно. Увы. Есть недостаток, которым грешат многие фильмы о спорте. Это недоверие автора к самому предмету рассказа. Говоря о недоверии, я подразумеваю попытки приукрасить естественную драматургию и эстетику, которые всегда несет в себе спорт. Особенно явно это в фильмах художественных»[3]. Или вот такой пример. В фильме «Хоккеисты» (режиссер Р.Гольдин) главную роль сыграл Вячеслав Шалевич. Но в нем совершенно не заметен был хоккеист, каким хотели его представить авторы: у актера волевое лицо, но абсолютно не спортивная манера держаться.

Неумелое воплощение спортивных ситуаций в сценариях с  искусственными и чаще всего шаблонными конфликтами (зазнавшийся спортсмен, глупый и умный тренер и т.д.), конечно, не привлекало зрителя, а критики отмечали самый распространенный недостаток – отсутствие  человека, которому спорт дает силы побеждать в трудную минуту.

В то же время зарубежный кинематограф успешно эксплуатировал спортивную тематику. Ингмар Бергман в картине «Седьмая печать» (1957) тонко использовал игру в шахматы для философского раскрытия сюжетной линии поединка главного героя со смертью. Джон Франкенхаймер в 1966 году для героя Ива Монтана выбрал гонки «Формулы-1».

А позднее (70-е годы) появились захватывающие ленты с восточными единоборствами, и начался отсчет целого направления фильмов с главным героем – мастером боевых искусств, защищающим слабых и борющимся со злом. Первым известным актером такого профиля стал Брюс Ли.

В 1966 году состоялся  первый Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов в Москве. На этом форуме кинематографистов была сделана попытка оценить стремление авторов отойти от шаблонов, избавиться от помпезности, которая в спортивном кинематографе превалировала, заслоняя главное –  человека в спорте. Фильм должен показывать, как и почему приходят к спортсмену  победа или поражение.

Победителем этого фестиваля в разделе документального кино была признана картина украинских кинематографистов «Люди над облаками» (режиссер А.Фернандес, оператор С.Киселев). Стремясь показать зрителю лица парашютистов в свободном полете, оператор С.Киселев совершил в процессе работы над фильмом  свыше 300  затяжных прыжков с парашютом и кинокамерой на голове, укрепленной на шлеме.

Подобные подвиги операторов и режиссеров становились оправданными с точки зрения достижения показа реальных эмоций, а кроме того, двигали технический прогресс съемочной техники.

Оператор картины «Люди над облаками» за год до московского фестиваля уже получил за документальный фильм «Мы – спортсмены-парашютисты» главный приз фестиваля авиационных и космических фильмов в Париже. По этому поводу тогдашний председатель федерации спортивного кино и телевидения, народный артист СССР Б.П. Чирков сказал следующее: «Советские фильмы очень высоко оцениваются за рубежом, и это закономерно. Одна из главных наших задач – показать красоту спорта, радость борьбы… Мы не смакуем катастрофы на автомобильных гонках и кровавые поединки полубезумцев в кетче»[4].

Свое особое место в череде выдающихся кинематографистов, кино, снимавших спорт и спортсменов, занимает оператор и режиссер Б.М.Крепс. Начиная с 34-го года в течение тридцати лет он занимался съемками альпинистов, совершая наравне с ними рекордные восхождения, покорил 20 вершин и снял 75 тысяч метров пленки.

Эксперименты в кино Бориса Крепса не менее значимы, чем придумки Лени Рифеншталь, но его имя не вошло в историю мирового кино из-за «железного занавеса», хотя награды престижных фестивалей (например, Венецианского) он получал. Каждый год он совершал восхождения, его съемочной площадкой были Казбек, Эльбрус, Памир, Тянь-Шань. «Моя любовь к спорту выстрадана… К каждому восхождению готовлюсь очень тщательно. Ведь в отличие от попутчиков, мне нести камеру в 7-8 кг, а в горах даже лишние полкило ощущаются. Снимать в горах сложно: ни юпитеров, ни операторов, ни режиссеров. Горы и люди. И никто не будет дублировать кадр»[5], – говорил он в одном из интервью.

При съемках фильма «Пещера Хвамли» альпинисты спустились при помощи веревок на дно пещеры, а Крепс снимал их, устроившись «поудобнее», прямо над пропастью. В его фильмографии есть особая работа – «Неоконченный дневник». Она снималась при восхождении на пик Победы в 1960 году. «Коварная вершина: низкие неприветливые облака, молчаливые настороженные горы. Ноги налиты свинцом, колючий ветер бьет в лицо. А мы идем шаг за шагом. 10 часов –  700 метров. Горы отняли у нас трех человек»[6].

Б.М.Крепс, считал, что спорт по своей природе кинематографичен. Экспрессия, динамика, драматизм, присущие спорту, дают возможность в каждой  работе  увидеть  конфликт,  характер  и  найти  новое   решение   кадра. 

Теме спорта в советский период посвящали свое творчество многие режиссеры. Одну из самых больших фильмографий имел документалист Григорий Чертов: «Прыжки в воду» (1974), « Коньки, техника, скорость» (1975), «Фигурное катание» (1977), «Три, пять, семь, десять» (1977), «Спортивная гимнастика» (1978), «Загадка формулы «спорт + искусство» (1978), «Клятва олимпийцев» (1978). А работа «Путь и скорость» (1973) о слаломе получила приз итальянского кинофестиваля.

В списке режиссеров спортивного кино заслуженно стоит и имя В.Коновалова. «В воротах – Яшин» (1967), «Три капитана» (1968) о выдающихся спортсменах Я.Тальтсе, В.Старшинове, С.Москвине, «Двое на треке» (1970) о состязании велосипедистов-спринтеров, «Десятая вершина Ирина Родниной» (1970), «Линия судьбы»(1989) о драматических судьбах великих спортсменов, «Вратарь ХХ века» (1990) о вратарях в истории футбола, «Если бы был жив Пьер де Кубертен» (1997) о судьбе олимпийского движения в ХХ веке, «Лев Яшин – Эдуард Стрельцов. Перекрестки» (2005) о судьбах двух великих спортсменов, кумиров болельщиков и многие другие его документальные ленты стали не просто историей спорта, но и историей страны.

В так называемую эпоху застоя спортивное кино носило, как правило, заказной характер. Специализированные студии, стремясь перевыполнять план, из картины в картину тиражировали одни и те же сюжеты, меняя лишь место действия и вид спорта. Заменяя гимнаста на волейболиста, а фехтовальщика на теннисиста сценаристы штамповали абсолютно безликий материал. Но в этой «посредственной череде» появлялись работы, заставлявшие обратить на себя внимание и зрителей, и специалистов. Таким прорывом в спортивном кино следует назвать работу Э.Климова «Спорт, спорт, спорт» (1970).

Этот фильм снят на стыке жанров с использованием изобретательного монтажа документа и вымысла. В нем сделана удачная попытка показать воздействие правды спорта, Она рождалась на глазах зрителей в интервью, репортажных съемках, в кадрах архивной хроники, сведенных воедино и авторски осмысленных. Действие фильма происходит на стадионах Москвы, Филадельфии, Стокгольма и Мехико, на стадионах будущего и далекого прошлого. Используя документальный материал реальных спортивных состязаний и монтируя его с развернутыми новеллами в духе пантомимы и балета, авторы представили историю развития спорта и его будущее, связь спорта с политикой, искусством и этикой. Несмотря на то что «Спорт,спорт,спорт» – фильм игровой, его приемы перекочевали в телевизионную документалистику. До сих пор многие режиссеры спортивных публицистических программ эксплуа-тируют находки Элема Климова.

Важное место в ряду спортивной кинодокументалистики советского периода заняла картина «Вспоминая Харламова» (ЦСДФ) – документальная по сути и образная по форме. За 20 минут экранного времени показана волнующая история жизни и спортивного подвига прославленного хоккеиста, «являвшегося на экранах ТВ то в форме знаменитого армейского клуба, то в форме сборной страны, но каждый раз узнаваемого в лицо и неповторимого на льду»[7].

Сценаристом фильма выступил известный хоккейный обозреватель того времени Дмитрий Рыжов, который был хорошо знаком с Валерием Харламовым. Режиссер Игорь Гейлин и оператор Рубен Петросов еще до картины «Вспоминая Харламова» были признанными мастерами спортивного кино. Им удалось выразительно показать сложнейшие перипетии во многих спортивных документальных лентах. Особую доверительную интонацию авторскому тексту придавало чтение его Олегом Табаковым. 

В декабрьском номере «Советской культуры» за 1986 год была опубликована статья кинодраматурга Александра Марьямова «Какова же спортивная жизнь?» В ней автор анализировал ситуацию, когда на протяжении нескольких десятилетий спорт на экране пытались « приодеть, причесать, обучить хорошим манерам», а он сопротивлялся. «Кино ходит вокруг спорта, как сказочный кот вокруг дуба»[8]. Подобные высказывания становились весьма характерными для конца восьмидесятых годов прошлого века. Кинозалы пустели, равно как и трибуны стадионов. Общий спад в кинематографе и спорте требовал перемен. Здесь вполне уместна фраза знаменитого комментатора Николая Озерова: «Такой хоккей нам не нужен!»

Время, шедшее на смену эпохе застоя, давало понять, что не стоит держаться за соломинку. Документальное и игровое кино России о спорте и спортсменах стало возрождаться, правда, путем проб и ошибок.

 

Резюме. Рассмотрены исторические закономерности использования спортивной тематики в кинематографе и первые попытки съемок спортивных зрелищ многими камерами в работах режиссеров Лени Рифеншталь и Бориса Крепса; охарактеризованы произведения документального и игрового кино советского периода с использованием спортивной тематики.

Ключевые слова. Спортивная тематика, фильм «Олимпия», советские спортивные режиссеры, режиссер и оператор Борис Крепс, прорыв в спортивном кино – «Спорт, спорт, спорт».



[1] Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1977. С. 27.

[2] Огнев К.К. Реалии истории в зеркале экрана (Основные типологические модели). М., 2003. С. 94.

[3] Иваницкий А. Приглашение к старту // Советский экран. 1967. № 6.

[4] Чирков Б.П. Радостный мир спорта // Комсомольская правда. 1966, 25 декабря.

[5] Пальмов С. Место съемки – горы. Интервью с оператором и режиссером Б.М.Крепсом // Советский спорт. 1964, 21 ноября.

[6] Там же.

[7] Торчинский М. Чуть помедленнее кони // Советская культура. 1982, 17 августа.

[8] Марьямов А. Какова же спортивная жизнь // Советская культура. 1986, 9 декабря.

Новости

В институте

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука