Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Восьмидесятые годы стали десятилетием значительного прогресса в аудиовизуальной сфере. Европейскому парламенту требовалось единое телевидение ЕС; Еврокомиссия разрабатывала директиву «Телевидение без границ». Брюссель воспринимал дефицит демократичности, продемонстрированный низким уровнем явки на участки для голосования в ходе проводившихся в семидесятые выборов в Европарламент, как угрозу для европейского проекта. Более того, функционирование политического аппарата ЕС было совершенно лишено телевизионной платформы. Нужно понимать, что европейские саммиты, дебаты в Европарламенте и работа Еврокомиссии редко освещаются национальными каналами. (Ниже мы рассмотрим некоторые из причин, которыми может объясняться недостаток освещения деятельности европейских институтов власти.)

Канал Euronews появился в начале девяностых с целью пролить свет на европейские институты, уравновесить CNN International на арене европейской информации и, что самое важное, облегчить европейскую интеграцию. Но именно здесь канал потерпел неудачу. Цель же стать серьезным ответом CNN была достигнута. Благодаря многоязычному вещанию и партнерству с национальными телеканалами – такими, как TVE, F2, F3, RAI, TMC, RTV, YLE, RTBF, ERT, TVR, RTP, SSR, РТР и RTE, – Euronews занял положение одного из ведущих панъевропейских новостных каналов.

Стоит отметить отсутствие немецких и британских представителей в числе партнеров этого канала. Разногласия между французскими и немецкими акционерами относительно местоположения штаб-квартиры канала (немцы хотели, чтобы она располагалась в Мюнхене, однако  в конце концов она досталась французам, разместившись в Лионе) привели к выходу ФРГ из проекта. Отсутствие британцев также достойно сожаления. Без этих двух крупнейших европейских производителей телепрограмм канал не может считаться по-настоящему панъевропейским.

Исследования EMS

Один из ведущих аналитических докладов – «Европейское исследование СМИ и маркетинга» (EMS) проводится ежегодно с 1995 года. В 2005-м репрезентативная выборка EMS в 16 странах составила примерно 24 тысячи респондентов, 41 процент которых обладают университетскими дипломами, две трети владеют двумя и более автомобилями, большинство ежегодно совершают несколько деловых поездок и контролируют разнообразные финансовые инвестиции»1. На таблице (она помещена в конце статьи) показаны позиции панъевропейских каналов на этом привлекательном рынке.
Ежедневная аудитория Euronews из числа высокообеспеченных зрителей (верхние 20 процентов домовладений по уровню доходов) в 16 странах Европы составляет свыше миллиона человек, тогда как CNN Int. – 660 тысяч2.
Задача стать «аудиовизуальным органом Евросоюза» оказалась труднее.  Из-за  сложностей  при   освещении  подчас  вялых брюссельских мероприятий эта цель достигнута не была.

История и политика канала

Euronews был создан в 1992 году и начал вещание 1 января 1993 года. Он стал первым телеканалом, ведущим круглосуточное вещание на семи языках: французском, итальянском, испанском, португальском, немецком, английском и русском. Задуманный консорциумом восемнадцати европейских государственных и общественных телеканалов (членов Европейского вещательного союза) при поддержке ЕС канал должен был стать континентальным противовесом англосаксонским новостным каналам, в частности CNN Int. и BBC World.

Такой панъевропейский проект оказался возможен благодаря директиве «Телевидение без границ», принятой в 1989 году с целью облегчить свободный обмен аудиовизуальной продукцией в Европе и сформировать единое европейское аудиовизуальное пространство. Первоочередной задачей стало создание информационного канала, который для начала вещал бы на пяти европейских языках и служил  культурной и политической витриной Европейского союза.

За проектом Euronews отчетливо просматривается политический мотив: европейские органы верили в то, что телевидение может упростить и улучшить внутриевропейскую интеграцию: «Информация является решающим фактором европейского объединения – возможно, важнейшим из всех. [...] Унификация Европы будет достигнута лишь в том случае, если того захотят ее жители. Такого желания у них не возникнет, если не появится европейское самосознание. Европейская идентичность не выра-ботается, если европейцев не будут адекватно информировать. На сегод-няшний  же  день  информация,  представленная  в  СМИ,  контролируется на национальном уровне»1.

Мысль о необходимости некоей общеевропейской витрины очевидно опиралась на посылку о возможности использования информации с целью формирования однородной зрительской массы. Это опровергается Филлипом Шлезингером в статье «От культурной обороны к политической культуре». Информацию, по его словам, выставляют в качестве гомогенизирующего фактора или политического инструмента, что на поверку может оказаться крайне идеалистичным и волюнтаристским подходом, в котором воплощается стремление навязать определенное социальное устройство.
Можно выделить два периода в истории Euronews. Первый – когда приоритетами канала были его видение и миссия и он пользовался поддержкой государственных вещателей. Второй – характеризуется финансовыми трудностями, так как доходы от рекламы оказались ниже ожидаемых.

Экономические сложности привели в 1994 году к решению продать долю компании частному сектору: 49 процентов акций купил французский канал Alcatel-Alsthom, в 1997 году он продал их английскому ITN.
Даже сегодня, когда мощное сочетание спутниковых и кабельных сетей подпитывает быстрое распространение европейского транснационального телевидения, а кабельные подключения позволяют в миллионах квартир получать зарубежные программы по низкой цене, прибыль от рекламы все еще далека от той, которую рассчитывали получать вещательные компании. Панъевропейские каналы вынуждены соперничать за эти доходы с национальными. Это тяжелая борьба: национальные каналы имеют устоявшиеся крепкие позиции, за ними закрепились их традиционная аудитория и, самое главное, крупнейшая доля рынка. Аудитория же панъевропейских телеканалов крайне мала и их рыночная доля редко превышает отметку в один процент.

Финансовые ограничения – очень важный фактор, лишающий аудиторию выступлений журналистов в прямом эфире, не позволяющий использовать ведущего, который добавлял бы тепла и жизни временами холодному и монотонному потоку информации.

Трудности Euronews в деле создания европейского телевидения

Канал с европейским призванием задумывался как настоящая «европейская лаборатория евросоюзного строительства». Euronews – это команда журналистов, находящихся в поиске европейского видения новостей.
Одним из крупнейших вызовов для канала оказался его многоязычный подход. Трансляция на семи языках стала трудностью и в то же время потенциальным преимуществом. Продукт следовало адаптировать к рынку, учитывая ту лингвистическую мозаику, которую представляет собой Европа. «Преуспевающим европейцам, 91% которых смотрят новости на родном языке, 25% не говорят на иностранных языках, 56% не пользуются английским в бизнесе, необходима многоязычная служба новостей»1.

Языковое разнообразие сделало невозможным наличие ведущего в студии и корреспондентов, работающих в кадре, – информацию транслирует новостной канал «без лица». Вещание на семи языках используется как преимущество на рынке, требующем высокой лингвистической специализации. За это преимущество приходится платить. Передача на нескольких языках означает необходимость  сочетать разнообразные журналистские стили и привычки. Объединившись в европейскую команду, Euronews был вынужден согласовывать все эти расхождения.

Журналисты канала представляют информацию с европейской точки зрения. Цель – быть «общеевропейцами», избегать отдельных национальных стилей. Они должны делать все, чтобы не звучать как французы, немцы, англичане – языки являются лишь средством привлечения аудитории, которая, к примеру, может быть бельгийской или швейцарской, говоря при этом по-французски; следует избегать и ссылок на понятные лишь соотечественникам вещи. Постоянные дебаты внутри редакции демонстрируют, как бывает сложно найти приемлемую для всей журналистской команды редакционную линию. Печальным результатом стал «тон Euronews», создающий ощущение настолько нейтрального, что можно подумать, будто вещание идет из Космоса.

Природа новостей

Освещение европейских новостей подразумевает регулярное информирование аудитории о деятельности институтов ЕС – таких, как Европейская комиссия и Европейский парламент. «Условия, позволяющие событию стать новостью, соблюдаются крайне редко, когда речь идет об администрации ЕС»1. Некоторые эксперты утверждают, что протекающие там процессы скучны, представляют собой политические обязательства вместо достижений. Видео играет решающую роль в телевизионном освещении новостей, но кадры, которыми на Euronews сопровождается евросоюзная тематика, не слишком впечатляют. Действительно, при освещении институтов власти трудно найти «человеческие», близкие аудитории сюжеты. Среди имеющихся в распоряжении канала материалов – классические «пожмите руки, пожалуйста», повторяемые до зевоты. То есть существует явный дефицит видео – системный недостаток такого типа новостной информации. 

Дефицит символов

Европейские зрители, как правило, не знают политиков и функционеров ЕС, за исключением представителей своих стран. Отсутствие политических символов Евросоюза, относительно оригинальные, по сравнению с национальными, механизмы распределения власти в нем понятны лишь посвященным. Поэтому показывать эти политические процессы крайне сложно. В отличие от наций, обладающих глубокими символическими, культурными, историческими, фольклорными и социальными корнями, Европейский союз не представляет собой политического и культурного единства. По мнению многих исследователей, воссоздание демократии на транснациональном уровне путем трансграничного телевещания и реализации определенной информационной политики невозможно.

Неудачное расположение Euronews

Euronews расположен в пригороде Лиона, вдали от деловой активности Лондона, где базируется большинство международных вещательных компаний. Нехватка синергии, создаваемой отраслевой обстановкой, мешает каналу. С учетом европейского призвания хорошим местом расположения для Euronews могли бы быть Брюссель или Страсбург, но минус этих вариантов – вероятный риск излишней институционализации новостного канала.

Трудности создания панъевропейского телевидения

Новости ЕС, как говорят журналисты, недостаточно «секси» для телевидения. Вновь и вновь наблюдая видеокадры прибытия участников саммитов, можно понять, почему широкая европейская публика не проявляет к ним особого интереса.
Панъевропейские каналы сталкиваются и с другими барьерами – национального и культурного происхождения. Европейское разнообразие проявляется в широком спектре образов жизни, определенных часах национальных прайм-таймов и, что не менее важно, в разнообразии вкусов, интересов и языков. Кроме того, несовпадение учебных и выходных дней в разных странах Европы делает планирование телевизионных сезонов практически неподдающимся согласованию. Государственные ограничения касательно норм пристойности, демонстрации обнаженного тела, откровенных сцен и насилия различаются от одной страны к другой, что затрудняет разработку аудиовизуальных продуктов, которые способны преодолевать националь-ные границы. Поэтому организовать единообразное пан- и трансъевропейское программное наполнение и расписание для целого континента невозможно.

Проблемы освещения европейской тематики

Итак, освещение европейских новостей достаточно затруднено разнообразием образов жизни, национальных прайм-таймов, языков, выходных и праздников. К этому добавляются и другие глубоко укоренившиеся проблемы. Прежде всего европейцы считают, что деятельность Брюсселя их не касается, а Евросоюз это чисто диплома-тическое начинание с целью превратить его в экономическое. Еврократы критикуют тот факт, что национальные СМИ смешивают европейские новости с освещением институтов ЕС, что отдаляет эти последние от внимания публики.

Однако проблема гораздо глубже – она коренится в дефиците символов и демократичности в европейском строительстве, а публика недостаточно сведуща в политическом контексте ЕС. Если на национальном уровне правительства прилагают немалые усилия, чтобы убедить граждан принять участие в политической жизни, то что касается  Страсбурга и Брюсселя – можно быть уверенным: энтузиазма не будет ни сегодня, ни завтра.

Разочарование в политике и политиках отчетливо ощущается в Европе, что находит свое отражение в низкой избирательной активности. Если к этому всеобщему разочарованию добавить специфичность и сложность европейского проекта, то можно понять, почему содержание и функционирование отдельных европейских институтов большинству европейцев кажутся чем-то скрытым от непосвященных. Лицо ЕС, которое зрители наблюдают в новостных программах, – это, как правило, показ политиков, пожимающих друг другу руки и использующих в своей речи непонятные термины и выражения.

Еженедельный охват панъевропейских телеканалов в изучаемой EMS аудитории – 40 миллионов европейцев, 1997-2005 (в процентах). Источник: Жан К. Шалаби, лекции, лето 2006.
 
RUVALCABA GARCIA, Aldonza. – How television failed to integrate Europe. – Genève: Institut Européen de l'Université de Genève, 2007. – 160 p.

Издательство Euryopa – Женева, июль 2007

Фрагмент
Публикация и перевод Дениса Локтева

Новости института

Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации
15/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ
12/05/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.
29/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов
28/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России
26/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики
21/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»
15/04/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука