Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Круглосуточный англоязычный новостной телеканал  Russia Today (RT), появившись в эфире 12 декабря 2005 года, столкнулся с тем, что ему приходится завоевывать аудиторию на уже сложившемся рынке, где присутствует множество транснациональных СМИ. Однако особенность канала заключается в том, что он наделен функциями, отличными от рыночных.
Учредителем канала стала автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» (генеральный директор Сергей Фролов). На финансирование АНО «ТВ-Новости» в 2007 году из бюджета было выделено $90 млн (2,4 млрд рублей). Из них собственно RT получит, как и прежде, $30 млн. Остальные поделены между Rusiya Al-Yaum и готовящимся к запуску испаноязычным проектом.

АНО «ТВ-Новости» – некоммерческая организация, а значит, по определению не может приносить прибыль. Директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев заявил, что прописанных в бюджете денег для RT хватает только на содержание самого телеканала: «Этих денег совершенно недостаточно, чтобы войти на мировой информационный рынок и составить конкуренцию хотя бы Al-Jazeera. Я уж не говорю о таких мировых информационных гигантах, как CNN и BВC. Можно влить в пиар миллиарды долларов и не получить результата, а можно грамотно вложить десятки миллионов рублей и получить невероятный эффект»1.
Миссию телеканала уточнила в одном из интервью его главный редактор Маргарита Симоньян: «Это будет взгляд на мир из России. Мы не хотим менять профессиональный формат, отлаженный такими телеканалами, как BBC, CNN, Euronews. Мы хотим отразить мнение России о мире, и чтобы сама Россия была лучше видна».1

Большинство стран уже имеет телеканалы, аналогичные RT. Но только сейчас у зрителей на Западе появилась возможность сравнивать комментарии  CNN и Russia Today к одним и тем же событиям. Итоги работы канала подводить преждевременно, равно как и оценивать его эффективность. Эти показатели должны найти отражение не только в притоке инвестиций из-за рубежа, но и в отношении к россиянам за границей, восприятии российской культуры в целом.

Зоны вещания RT растут постоянно. На август 2007 года это Европа, страны Азии, Африки, Австралия, США и Канада.
Надо сказать, что с момента создания RT и в профессиональной журналистской среде, и в международном сообществе не прекращаются споры о целесообразности такого вещателя. Некоторые эксперты полагают, что новому каналу будет трудно завоевать англоязычную аудиторию. Алексей Волин (он тогда отвечал за связи с общественностью в правительстве Михаила Касьянова) так прокомментировал появление нового телеканала: «С трудом представляю себе зрителя, который стал бы смотреть российские новости по-английски»2.

Есть специалисты, которые считают, что создание Russia Today не улучшит имидж России за рубежом, так как проблема кроется в самом государстве. «Главный источник лежит все-таки внутри России, прежде всего в действиях властей, которые вызывают соответствующие эмоции если не у политических лидеров, то, во всяком случае, в СМИ, – считает руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Такие истории, как история с ЮКОСом или с контролем над СМИ, происходят не за границей, поводы подаем мы сами»1.
Аналогичного мнения придерживается и президент фонда «Индем» Георгий Сатаров: «Бороться с негативным имиджем стоит, если этот имидж искажает действительность, – заявил политолог. – Если где-то за рубежом пишут, например, что Россия сильно коррумпированная страна, бессмысленно бороться за то, чтобы о нас писали как о самых честных. Лучше бороться с коррупцией в России и уменьшать ее».2

Как отмечала The Financial Times, в некоторых западных СМИ появились объявления о поиске журналистов для работы на «англоязычном круглосуточном канале, вещающем из Москвы». Известный немецкий политолог Александр Рар считает, что Russia Today может стать уникальным приобретением для международного информационного поля. Правда, для этого телеканал должен быть действительно независимым, ни в коей мере не похожим на старые советские программы с голой пропагандой».3
С 2007 года RT активно занимается новыми проектами. Один из них – создание совместно с Российским информационным каналом «Вести» специального раздела сайта «Вести.Ru», где будут размещаться видеосюжеты на английском языке. Ежедневно его посетители смогут увидеть до 20 видеосюжетов, подготовленных корреспондентами телеканала. Такой ракурс особенно заинтересует зарубежную аудиторию сайта, которая на сегодняшний день составляет 35 процентов от общего числа его посетителей.

Другой проект – создание телеканала Rusiya Al-Yaum, вещающего на арабском языке. 17 декабря 2007 года на должность его главного редактора назначена Маргарита Симоньян, занимающая должность и главного редактора телеканала Russia Today. В новом статусе она будет отвечать за работу обоих каналов.  На должность заместителя главного редактора и директора дирекции арабского вещания назначен Айдар Аганин.
Rusiya Al-Yaum – первый российский телеканал на арабском языке. Семь дней в неделю, 20 часов в сутки в его эфире идут самые важные новости политики, экономики, общественной жизни, документальные фильмы и информационно-аналитические программы. Спутниковый сигнал телеканала доступен для приема в открытом виде в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Европы. В штате телеканала более 500 опытных российских и арабских журналистов и востоковедов.

Russia Today преодолел многочисленные трудности при формировании штата сотрудников, способных писать материалы на английском языке, обучении их новой «беспленочной технологии», когда  используются лишь цифровые носители информации. Основу штата составили российские сотрудники с высоким уровнем знания английского языка, а также зарубежные редакторы, корреспонденты и ведущие.
Программная сетка вещания канала составлена из циклично повторяющихся информационных блоков. Каждый час начинается с выпуска новостей, вторую половину часа продолжают финансовые новости, новости спорта и культуры, а также документальные фильмы, обзоры прессы, интервью с экспертами и политиками, аналитические программы.
На канале выходит несколько программ известного международного журналиста Питера Лавеля, который  работал корреспондентом UPI и Associated Press и специализировался на Восточной Европе. Он предлагает собственную точку зрения на мировые и российские события в области политики, экономики, бизнеса и гражданского общества.

Ежедневно в вещании телеканала Russia Today присутствуют следующие программы:
– Sport – выходит каждый час.
 – Spotlight – 26-минутное ток-шоу. Его ведущий Александр Гурнов приглашает в студию главного ньюсмейкера дня либо эксперта, способного дать оценку важнейших российских и мировых событий.
– Entertainment – выходит в эфир шесть раз в день. В каждом выпуске акцентируется внимание на ярком, значимом культурном событии. В круг интересов программы входят произведения совершенно разных стилей и направлений в искусстве. – Technology Update – ежемесячная программа, где освещаются новейшие технологии, инновационные разработки и научные открытия. Ведущий Пол Тадич рассказывает о научном потенциале России, о том, какие из разработок ученых уже в скором времени могут стать частью повседневной жизни.

Уникальность вещания RT в российском медиапространстве основывается на использовании ранее неизвестного в России цифрового принципа – так называемого «безкассетного» или «безленточного» вещания. Из процесса съемки полностью исключены кассеты и станции линейного монтажа. Все техническое производство ведется на новейшей компьютерной платформе Dalet. Материал с исходным видеоизображением переносится либо в AVID (станция нелинейного монтажа), либо в Dalet. Здесь же он монтируется, после чего в цифровом виде выдается в эфир. Это в несколько раз сокращает время подготовки репортажа.
Каждая редакция – это большая команда, которая должна придерживаться единой политики. На RT эта политика отражена в Styleguide – основном документе компании, где утверждается, что  одной из приоритетных задач канала является точное и взвешенное донесение до зарубежной аудитории «российского взгляда на мировые события».1 

У каждой телекомпании, каждой службы новостей есть свои профессиональные секреты, свои требования к работе репортеров – и RT здесь не исключение. К примеру, рассмотрим принцип работы отдела программ по культуре. Он производит ежедневную информационную программу Entertainment, которая выходит в эфир в 08:45, 12:45, 16:45, 20:45, 00:45, 04:45. Ее хронометраж – 8 минут. Штат сотрудников  включает руководителя отдела, журналистов-редакторов, корреспондентов, продюсеров, ведущих, администратора. Помимо новостных событий отдел регулярно готовит так называемые специальные репортажи, каждый из которых посвящается какой-то актуальной проблеме.  Журналисты отдела знакомят зрителя со значимыми событиями в мире культуры и искусства России. Это выставки, концерты, кинопремьеры, театральные постановки, гастроли звезд мирового шоу-бизнеса  и т. п.

В рамках программы Entertainment периодически выходят репортажи, подготовленные собственными корреспондентами RT в США, Франции, Великобритании, Израиле и т. д. Журналисты программы брали эксклю-зивные интервью у таких мировых звезд, как: Люк Бессон, Роберто Кавалли, Норманн Фостер, Игорь Чапурин, Пол Смит, Юрий Башмет, Мила Йовович, Игорь Бутман, Андрис Лиепа, Илья Лагутенко, Эдриан Пол, Квентин Тарантино, Андрей Звягинцев, Мартин Скорцезе и др.
Темы программы Entertainment по формату делятся на:
Репортажи (Package) – к ним относятся сообщения типа «кто, что, когда, где и почему», заслуживающие опубликования. Мнения кого бы то ни было здесь присутствуют, если только они действительно важны для изложения (их источник должен быть обязательно указан).

Бывают и другие ситуации. Например, когда имеются две (или более) надежные версии события. В этом случае репортер не должен отдавать предпочтения ни одной из них, а при сообщении о каждой версии обязан указать ее источник.
Репортаж-расследование, специальный репортаж (Features) – в нем должны быть объяснены ход мыслей репортера и доказательства, на основе которых предпочтение в расследовании отдается конкретной версии. Журналист сам разыскивает и собирает информацию. Такой репортаж обычно готовится в течение нескольких дней, недель, а то и  месяцев, событие в нем рассматривается под более широким углом зрения с использованием комментариев, мнений или версий, к которым склоняются автор, представитель организации или сама организация (она  должна быть четко указана).

Основная проблема, с которой столкнулись организаторы RT, и в частности руководство отдела программ по культуре, – кадровая. В довольно короткий срок необходимо было создать команду, способную в круглосуточном режиме, семь дней в неделю создавать новостную продукцию на иностранном языке. Причем требовалось не просто свободное владение английским языком. Важно было «приспособить» информацию, которая касается России, к социально-политическим условиям различных стран, говорить с зарубежной аудиторией на доступном ей языке. Авторский комментарий должен быть ясным и строго организованным, лексика репортера – точной, используемые слова – легко понятными зрителю, артикуляция – четкой, а темпоритм сюжета –  позволять зрителю следить за содержанием и воспринимать его без отвлечения, интонационный строй – соответствовать содержанию.

Творческий коллектив канала должен четко представлять себе, какие информационные потребности испытывает потенциальный зритель, воспитанный на CNN, Sky news, BBC и т. д.  В круг потенциальной аудитории Russia Today  входят представители самых разных конфессий и вероисповеданий. Все это требует целенаправленного подхода к отбору и подаче информации, ибо диапазон объектов пропагандистского воздействия здесь колеблется от среднестатистической домохозяйки до работников министерств, бизнесменов, научной и творческой интеллигенции.
Информация российского источника должна учитывать специфику аудитории стран СНГ, Европы, мусульманских государств, так как  одно и то же сообщение способно вызвать противоположные результаты в разных странах. Любую проблему следует излагать с подбором таких фактов, аргументов, акцентов, которые окажутся наиболее убедительными для конкретной страны и аудитории.

Цель редакции отдела программ по культуре – рассказывать зарубежному зрителю о тех процессах, которые происходят сегодня в культурной жизни России, о том, как воспринимаются в ней  мировые тенденции в искусстве, какие направления существуют в западном и российском шоу-бизнесе, о взаимоотношениях мировой и российской культуры.  
В каждом материале прежде всего должна быть новость – новые факты, новые мысли, новые аргументы, новое осмысление событий и проблем. Рядовой зритель ежедневно получает десятки информационных сообщений, и материалы RT должны отличаться от остальных. Отличаться эксклюзивностью. Поэтому перед журналистами каждый раз стоит непростая задача – выделить из сотни событий, которые происходят в России, те, что будут наиболее интересны зарубежным зрителям, с учетом их традиций и повседневной практики. При выборе темы важен информационный повод – событие, дата, годовщина,  которые могут представлять интерес для зарубежного зрителя. Не надо бояться повторения и каких-то уже известных фактов, главное, подать их свежо, привлекательно, броско. Не следует навязывать зрителю выводов, а убеждать его подбором фактов и аргументов. Навязывание своих выводов (а журналисты, к сожалению, часто грешат этим недостатком) означает лобовую пропаганду, неубедительную и неумную.
 В зарубежной прессе чрезвычайно широко используется прием Human Touch: какой бы серьезной и солидной ни была тема материала, в него вносятся те или иные элементы Human Touch. В настоящее время это довольно распространенный и, пожалуй, обязательный прием и в новостях Russia Today. 

Важная задача редакции – разъяснение всех деталей репортажей. Например, журналист, готовящий материал для российского зрителя, может упомянуть имя известного российского актера или режиссера, будучи абсолютно уверенным, что практически вся его аудитория знает, о ком идет речь. Журналист, который работает для зарубежной аудитории, должен сказать, чем же этот человек известен в России. Обязательным условием в этом случае является использование описательного видеоизображения, которое всегда должно совпадать с авторским текстом. О чем говорим, то и показываем.
В своей работе RT ставит цель – добиться доверия зрителей, а главное – сохранить это доверие, особенно когда речь идет о новостях. Зритель должен быть уверенным, что увидит репортаж о том, что ему интересно, в котором присутствуют разные мнения участников.

Надо отметить, что Russia Today довольно тесно общается с различными интернет-изданиями, в том числе с самым популярным мировым ресурсом YouTube. Через год вещания канал открыл на портале YouTube собственный раздел, где публикуются его лучшие новостные выпуски, репортажи, документальные фильмы и сюжеты. Обновление раздела происходит ежедневно, а доступ к сюжетам Russia Today является бесплатным для всех пользователей. Соглашение с YouTube – это возможность расширить аудиторию нашего канала за счет сотен тысяч пользователей интернета, которым уже привычнее и удобнее смотреть ТВ на мониторах своих компьютеров. Еще одно преимущество заключается в том, что зритель в любой момент может посмотреть интересующий его материал: не нужно быть подключенным к кабельным и спутниковым сетям, даже телевизора дома можно не иметь.

Удовлетворение информационных потребностей людей необходимо им для ориентации в окружающей действительности, прояснения складывающейся картины мира, решения различных жизненных ситуаций и т. д.
Творческий коллектив любого телеканала обязан реагировать на все изменения, которые происходят в обществе и в мире, а формат круглосуточных новостей подразумевает  более «мобильное» и «живое» реагирование на мировые события.

Новости

В институте

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука