Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Создание холдинга ВГТРК и процесс реорганизации государственного телерадиовещания не первый раз привлекает внимание журналистов, аналитиков массмедиа, ученых, общественных деятелей. И хотя с начала этого процесса прошло уже немало времени, можно подводить лишь предварительные итоги, так как реформирование все еще продолжается. 
Политические, социально-экономические условия начала 90-х годов принципиально изменили соотношение центральных и местных средств массовой информации. Интенсивное развитие многопрограммности привело к увеличению числа областных, краевых и муниципальных негосударственных студий. Так, в 2007 году, по данным Регионального департамента ВГТРК, в стране работало более тысячи региональных телекомпаний различных форм собственности. Большинство из них являются партнерами крупных телевизионных сетей: ТВ Центр, СТС, ТНТ, RЕН ТВ, ТК «Звезда».

В Красноярском крае также стал преобладать негосударственный сектор (до 80 процентов объема вещания). В Красноярске работает семь телекомпаний: государственные – «Енисей», ГТРК  и коммерческие – «Афонтово», ТВК, «Седьмой канал», «Прима-ТВ» и ЛТВ.  В каждой из них основным телевизионным продуктом являются новости и информационно-аналитические программы. Популярность местных новостей целиком зависит от самих студий: степени их технической оснащенности, творческого потенциала сотрудников, их способности освещать жизнь региона в полном объеме. В этом плане местные студии отличаются друг от друга по многим позициям. Но в целом коммерческое телевидение Красноярска опережает ГТРК, причем прежде всего за счет ежедневного трехчасового утреннего вещания, а также тематических и развлекательных программ в вечернее время. 

В 2002 году руководство ВГТРК ввело единый для всех своих региональных партнеров объем информационного вещания, унифицировав программную сетку. Качественное изменение телевизионного пространства страны, неослабевающая конкуренция между государственными и коммерческими электронными СМИ все острее ставят вопрос о целесообразности уменьшения среднесуточного объема собственных программ ГТРК по отношению к ретрансляции из Москвы.

Причины реорганизации ГТРК

Объективная необходимость реформирования государственного  телевидения назревала давно. Канал «Россия» не устраивало, что его программы, задуманные для создания единого информационного пространства страны, несколько раз в день перекрывались местными передачами. После непродолжительного (1990-е годы) периода относительной независимости региональные компании были втянуты в политическую борьбу и утратили объективность в подаче информации.

Существовавшие в то время параллельно с ВГТРК местные государственные телерадиокомпании имели двойное подчинение – федеральным структурам и местным органам власти со статусом учреждений культуры. Отсутствие правового положения, соответствующего целям и задачам ТВ-предприятия, остаточный принцип финансирования, невозможность самостоятельно зарабатывать, непродуманная стратегия технического оснащения – все это сказывалось на умении работать в условиях информационного рынка. Так, весьма показательным было низкое качество «упаковки», слабая реклама Красноярского государственного телеканала по сравнению с эффектным оформлением и «раскруткой» частных студий, финансируемых крупнейшими отечественными бизнес-структурами.

До реорганизации кадровая политика местных телестудий носила традиционно советский характер. Подготовкой программ занимались исключительно штатные работники. Система окладов по Единой тарифной сетке провоцировала кадровые перегрузки, не позволяла применять контрактную систему, приглашать высококлассных специалистов по результатам творческих конкурсов.

Бесспорно, многие журналисты ГТРК пользовались заслуженным успехом у своей аудитории прежде всего потому, что знали, для кого именно они работают. Но даже среди них стали появляться те, кто, уверовав в свою «обреченность» на успех, перестали замечать стремительно меняющиеся интересы зрителей. А те, кто быстро вкусили все «прелести» рыночной экономики, научились спекулировать популярностью своих программ, заполняя их скрытой рекламой. И в этом отношении реорганизация была крайне необходима.

Таким образом, идея вхождения всех государственных телерадиокомпаний в структуру ВГТРК родилась не на пустом месте. По мнению В.Г. Лившица, «переход в организованно-правовую форму федерального государственного унитарного предприятия с одновременным получением статуса дочернего предприятия ВГТРК и избавлением от роли «слуги двух господ» был вполне приемлемым и даже достойным выходом».1

Помимо решения правового вопроса, кадровых проблем и разработки новых подходов к финансированию телерадиокомпаний, приоритетным направлением реформы стала организация общего информационного пространства и создание региональных центров управления. 
Такие межрегиональные проекты, как «Вести Федерального округа», позволяют консолидировать творческие и технические возможности региональных государственных телерадиокомпаний. На базе ГТРК «Новосибирск» создана ежедневная программа «Вести. Сибирь». В Уральском федеральном округе на базе ГТРК «Урал» каждую неделю выходит в эфир программа «Вести. УрФО». На базе ГТРК «Дон-ТР» в Ростове-на-Дону по пятницам выходят «Вести. Северный Кавказ». ГТРК «Нижний Новгород» объединила студии Приволжского федерального округа для работы над еженедельной программой «Вести. ПФО».

На телеканале «Россия» размещают свои программы 92 филиала ВГТРК вместе с их территориальными отделениями. В каждом субъекте федерации может быть более одной государственной компании. Например, в Красноярском крае работают четыре филиала холдинга: ГТРК «Красноярск», ГТРК «Норильск» и территориальные отделения этих компаний в поселке Тура Эвенкийского автономного округа – «Хэглэн» («Млечный путь») и в городе Дудинка Долгано-Ненецкого автономного округа – «Таймыр».

Единый для всех ГТРК объем информационного вещания, введенный в 2002 году, ежегодно корректируется в зависимости от величины финансирования, так как все новостные программы ГТРК оплачиваются государством из бюджета страны. В 2007 году он составлял примерно 300-500 часов в год.
Объем тематического вещания ГТРК равен в среднем двум часам еженедельно. Компании, работающие на национальных языках, имеют дополнительно 2-4 часа в неделю. Новости, тематические программы на  языках народов России занимают очень важное место и в работе филиалов, и в политике самого холдинга, политике государства в целом.

Однако нормализацией объемов вещания региональных телестудий холдинг не ограничился. С 1 июля 2006 года начал выходить первый в нашей стране круглосуточный информационный канал «Вести 24». В его эфире представлены главные мировые новости, информация о жизни России, в том числе в виде включений региональных ГТРК, а также новости спорта, культуры, науки и техники, специальные репортажи и собственные расследования. Канал можно смотреть по системе НТВ Плюс, на кабельных и эфирных каналах в России, странах СНГ и дальнего зарубежья.   

Кроме того, были согласованы режимы включения телепрограмм региональных филиалов в сетку вещания каналов «Культура» и «Спорт». Правда, из-за отсутствия рекламы на канале «Культура»  ГТРК редко находят средства для создания своих тематических программ за счет внебюджетного финансирования. В этом плане заметно улучшилась ситуация на канале «Спорт», где с 2008 года разрешена реклама в региональном продукте. Если в 2007 году ГТРК сами уходили с этого канала, то теперь просчитывают свои возможности участия в его вещании.

«Вести. Регион»

Ориентированность на массового зрителя отразилась на основных принципах совместного вещания ВГТРК и региональных госкомпаний. Предпочтение в построении унифицированной сетки вещания было отдано новостям как наиболее рейтинговому продукту. Предполагалось, что такой известный бренд, как «Вести», не только обеспечит популярность новому каналу, но и придаст ему определенный авторитет на фоне местных новостей других СМИ. 
С переходом ГТРК в формат «Вести. Регион» изменился подбор их информации, расширилась география съемок (что, например, для огромной территории Красноярского края имеет особое значение). Исчезли передачи, которые полностью воспроизводили заседания с участием губернатора, мэра или сессии законодательного собрания.

Сегодня «Вести. Красноярск» – это добротная программа с жесткой структурой и обязательным тематическим набором сюжетов о политике, экономике, криминале, социальном секторе, образовании и культуре. Однако здесь практически не обращаются к анализу событий. Главная задача программы – формирование положительного образа власти согласно рекомендациям из Москвы. В новостных выпусках преобладает повествовательный стиль изложения, нет прямых оценок происходящего. Переход на одиннадцать информационных выпусков в сутки еще больше сократил время на подготовку каждого выхода в эфир. Выпуски местных «Вестей» зачастую похожи друг на друга. Одни и те же сюжеты даются в расширенном или сокращенном вариантах (невольно вызывая сравнение с нерадивой хозяйкой, которая готовит одно блюдо на завтрак, потом его же разогревает к обеду, а на ужин добавляет какую-то приправу). В еженедельной программе «Вести недели», как правило, собраны видеоматериалы из будничных выпусков, которые не всегда представлены в обобщающем контексте.

В характере поведения ведущих «Вести. Красноярск» появились новые качества: солидность, строгость, консерватизм, что, по их мнению,  соответствует идее государственного вещания. Но в рамках местного эфира такая манера выглядит излишне пафосно. Ведь раньше региональные новости всегда отличались персонифицированностью, по-человечески доброжела-тельным стилем изложения, журналисты стремились проявлять свою индивидуальность, что считалось одним из определяющих качеств их профессионализма. В новом,  усредненном, стандарте информационных выпусков оставаться личностью на экране довольно трудно.

Особенности регионального вещания

В течение многих лет формировались определенные принципы местных программ, которые не ограничивались функциями «дополнения» Центрального телевидения. Создание авторских циклов, документальных фильмов, аналитической и художественной публицистики являлось основным назначением регионального вещания. Киноочерки, молодежные программы, записи и трансляции концертов, спектаклей – все это было их несомненным достоинством.

Известно, «человек всегда интересуется двумя пластами информации – глобальными и локальными. При этом у нас есть конституционное право на получение полной и достоверной информации, и оно должно обеспечиваться средствами массовой информации».1 ВГТРК отказалась от выполнения «социального заказа», которым принято считать совокупность различных типов или форматов вещания в определенных пропорциях: информационное, общественно-политическое, художественно-развлекательное, детское, молодежное, учебно-образовательное, спортивное и коммерческое (реклама).

Местное телевидение многолико, требует знания особенностей региона, здесь недопустимы обобщенные практические рекомендации (типологический подход к функционированию) и тем более унифицированные приемы реформирования. (К примеру, как можно было подвести под общий знаменатель расположенные по соседству, но при этом столь разные Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую и Красноярскую госкомпании.) В каждой области, крае у ГТРК складывался свой, соответствующий местным условиям, характер общения со зрителем, но всех их объединяло стремление соответствовать ожиданиям аудитории. И во многом обратная связь с аудиторией была налажена благодаря активному использованию прямого эфира. Теперь эта связь утеряна, а у всех региональных информационных выпусков один недостаток: они перестали быть действенными, власть, как правило, не реагирует на критику, прозвучавшую в коротком сюжете, да и сами журналисты неохотно возвращаются к «вчерашним» (отработанным) темам.

Сокращение тематических передач, рассчитанных на разные возрастные и социальные группы, минимизировало способность государственных телестудий воздействовать на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь регионов. Государственный эфир стал «блеклым» во многом из-за потери своей полифункциональности. ГТРК уступили своим конкурентам – частным компаниям и в профессионализме. Ибо справедливо замечено, что чем профессиональнее студия, тем более разнообразной предстает на экране жизнь города или области.  

В потоке ежедневных проблем, связанных с реформой ЖКХ, перебоями в работе общественного транспорта, пробками на дорогах и повышением цен, затерялись интересные личности. Как может человек в синхроне из нескольких слов прояснить событие или выразить свое отношение к произошедшему. «Даже в самые трудные моменты человеческой истории люди все-таки работают, изобретают, любят, рожают детей, пишут книги и картины, смеются, а не только страдают, мучаются, плачут и ругают власть. Профессиональной ошибкой и социально вредным становится забвение создателями новостных программ этих простых истин. Их удел и святая обязанность – замечать и обычные человеческие радости, показывать реальность во всем ее многообразии и диалектической сложности».1

Информационный формат, конечно, не исключает творческого подхода в представлении действительности на экране. Но особенностью регионального вещания всегда был человек крупным планом, и здесь требуются иные жанры. «В крупных мазках чувствуется глубина раскрытия характера, тогда как на центральном ТВ очень много поверхностности, туристическо-экскурсионной мишуры. В провинции же больше внимания уделяется жизни простых людей. Жизнь, как она есть, – вот что нужно сегодняшнему телезрителю».1 Автор приведенного высказывания, президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко, считает, что одна из основных тенденций в программной политике регионального ТВ «кроется в сохранении творческого потенциала документального кино».2  

На Красноярском государственном телевидении много лет выходила в эфир популярная передача «Просто женщина». Ее автор и ведущая Лидия Рождественская умела не только находить интересных участниц программы, но и превращать их в незабываемые экранные образы, ничуть не уступающие героиням сериалов. Так, в одной из своих передач она рассказала об очень симпатичной девушке, судьба которой складывалась драматично. Трудное детство, безденежье многодетной семьи заставили ее пойти работать обходчицей на железной дороге. Оранжевый жилет, кувалда на хрупком девичьем плече, пара чугунных башмаков под колеса вагонов – вот и все аксессуары негламурной красавицы. На работе ее прозвали Золушкой, поскольку трудилась она честно, никогда не унывала, сочиняла стихи и верила, что совсем скоро за ней приедет принц с хрустальным башмачком. После этой программы наша героиня получила массу писем, ей помогли опубликовать первый поэтический сборник, кто-то предложил оплатить учебу, но главное – появился Он, единственный и достойный. Разве можно подобную историю рассказать в программе новостей?

А вот другой пример, когда в двухминутном информационном сюжете корреспондент сообщил о зоопарке, организованном на территории исправительно-трудовой колонии и пытался задаться вопросом: почему у людей, находящихся в местах лишения свободы, возникла потребность держать в клетках диких животных? Но  найти ответ он не то чтобы не смог – не успел. Такая тема явно требует более глубокого этического и психологического осмысления.  

Пока никем не подсчитано, сколько по-настоящему хороших, любимых зрителями программ исчезло из эфира всех ГТРК России. Замечу лишь, что в Красноярской телерадиокомпании были закрыты телециклы «Будьте здоровы», «Минуты классики», «Сибирский Левша», «Сельские грани», «Мой город».  Их авторы отличались умением сочетать в своей работе функции нескольких специальностей. В большинстве своем региональные телекомпании не имеют возможности закрепить за конкретным работником узкую специальность. И получается, как в той пословице: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». При некоторых минусах такого положения провинциальное телевидение все же считается хорошей школой для любого тележурналиста. Часто слушатели ИПК работников телевидения и радиовещания приезжали на переподготовку и во второй, и в третий раз, чтобы получить дополнительную квалификацию режиссера, продюсера или ведущего. Сама жизнь заставляет творческих работников ГТРК стремиться к универсализму. На местах порой бывает проще сочетать в одной голове авторский текст, видеоизображение и музыкальное оформление, чтобы материал получился ярким и запоминающимся. Таких универсальных  сотрудников  сегодня не хватает многим ГТРК.

Хочется вспомнить популярного автора, режиссера и ведущего Красноярской ГТРК Сергея Герасимова. Его «Студия 2» на протяжении 15 лет была  высокорейтинговой программой. После сокращения эфира компании Герасимов, как и многие другие, ушел на «вольные хлеба». Но пришло время празднования юбилея нашего великого земляка – Виктора Петровича Астафьева. Москва заказала ГТРК развернутую тематическую передачу. Оказалось, однако, что готовить материал некому. Пригласили Сергея Васильевича. И это после того, как «попросили» из эфира целый коллектив, готовивший художественно-публицистические программы. 

Верно говорят в народе: «ломать – не строить». А ломать пришлось не только складывавшуюся годами систему взаимодействия местного и центрального телерадиовещания, но и судьбы нескольких тысяч сотрудников. Только в 2003 году, например, из Красноярской ГТРК было уволено 150 человек. Правда, некоторым творческим работникам предложили перейти в информационный отдел, но они отказались. Журналисты не могли после многолетней работы в тематических программах перейти к съемке информационных сюжетов, они не хотели ограничиваться только краткими сообщениями о людях, достойных более глубокого исследования их судеб. Информационная школа хороша в начале творческого пути, более того – это, пожалуй, единственно верный путь к освоению профессии. Но после многолетней работы в публицистике, художественном вещании, документальном кино такая переориентация равносильна дисквалификации.

Иначе как парадоксом не назовешь и тот факт, что качество некоторых программ частных студий повысилось именно за счет мастерства и опыта корреспондентов, режиссеров, операторов, ушедших из ГТРК. Красноярскую государственную телерадиокомпанию они по старой памяти называют своей альма-матер. А у руководителей ГТРК сегодня недостает квалифици-рованных кадров и грамотного менеджмента для создания полноценного информационного продукта. 

При всех кардинальных изменениях работы филиалов ВГТРК в информационном формате все же сложно прийти к заключению, что найдены оптимальные пути реализации творческого потенциала местных студий.  Модель взаимодействия ВГТРК со своими дочерними предприятиями должна быть более гибкой, а не строиться только на логике жесткого администрирования.
Многопрограммность  федерального телевидения  в целом и регио-нального в частности уже привела к насыщению  аудитории информацион-ным вещанием. Сегодня зритель нуждается в со-беседовании, диалоге, понимании, которое возможно в передачах развернутой формы и глубокого содержания. Поэтому важной задачей  руководства  холдинга должно стать усиление роли ГТРК в современной медиасреде прежде всего за счет расширения тематики. ВГТРК необходимо выработать новую стратегию в борьбе за конкурентоспособность своих филиалов с местными коммерческими студиями, чтобы не утратить влияние на вещательную политику регионов.  

Вместе с тем реформы принесли и определенные положительные перемены. ВГТРК обладает мощными ресурсами для сбора, обработки и распространения информации, поэтому унифицированная сетка информационных выпусков ее филиалов позволяет формировать и выдавать в оперативном режиме самые последние новости, произошедшие в регионах.
Новости ГТРК по форме и содержанию стали логическим продолжением федеральных выпусков «Вестей». Региональная тематика занимает важное место не только в рамках контента телеканала «Россия» на местах, но и стала неотъемлемой частью политики ВГТРК и государства. Это колоссальный шаг вперед, ведь теперь новости из регионов могут смотреть по всей стране, а не только в определенном крае или области. Они вообще стали основным ресурсом для нового канала ВГТРК. Региональная тематика теперь интересна большему кругу зрителей, об этом свидетельствуют многочисленные победы региональных программ и проектов на разных фестивалях и конкурсах как внутри страны, так и за ее пределами.
         Поэтому невозможно однозначно утверждать, что холдинг только подавляет или только развивает ГТРК. Процесс интеграции местных государственных телерадиокомпаний на канале «Россия» продолжается.   

Новости

В институте

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

15/12/2016
23-я Региональная конференция ИНПУТ

15/12/2016
НАШ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ

15/12/2016
Высокая оценка наших cоседей

14/12/2016
«Инженер транспорта» об Академии медиаиндустрии

08/12/2016
Мастер-класс на 1 Канале

08/12/2016
ПОЗДРАВЛЯЕМ !

08/12/2016
На VI фестивале «Интеграция»

04/12/2016
КИПРАС МАЖЕЙКА В КАЗАХСТАНЕ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука