Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Применяя разнообразные количественные и качественные методы исследований, наблюдателям удается вычленить группы стран, медиа которых имеют общие черты. На медиарынок этих стран оказывают воздействие схожие факторы, и, как следствие, их средства массовой информации принимают схожие формы, что прослеживается и в манере подачи материалов, и в стилистике, и в тематике.

Таким образом, можно говорить о существовании в мире различных моделей СМИ (или моделей журналистики), а это позволяет разбить их по категориям и делать обобщающие выводы об особенностях их функционирования. Конечно, нельзя  утверждать, что эти модели действуют в чистом виде. Даже в одной и той же стране различные факторы оказывают не одно и то же воздействие на медиаландшафт.

На формирование медиа в любой стране влияют такие факторы, как: ее географическое положение, наличие общенационального языка, особенности политической системы, господствующая религия, уровень экономического развития, грамотность населения, особенности его стиля жизни, история, влияние других стран и культур. Все эти факторы определяют особенности структуры и инфраструктуры медиарынка: развитость системы дистрибуции, доступ потребителей к медиапродукту и к новым технологиям, специфика медиапредпочтений, массовость прессы, наличие или отсутствие института подписки, доминирование общенациональных или региональных СМИ, формы их собственности, государственная политика на медиарынке, уровень профессионализма журналистов, в том числе наличие и эффективность профессиональных журналистских ассоциаций и осознание журналистами своей роли в обществе.

В экономически благополучных странах выше уровень грамотности, больше подписчиков широкополосной связи, больше телеприемников, выше доля рекламы в газетах и в интернете, меньше рекламы на телевидении, а пресса более свободна. У людей, живущих в этих государствах, больше свободного времени, которое они могут уделить СМИ. Как следствие – читатели лояльнее к прессе, а спрос на печатную информацию больше. В малоразвитых странах печатная пресса в большей степени ориентирована на элиту и не является массовым продуктом.
В условиях несвободной прессы замещающую функцию доступа к информации начинает выполнять интернет. Он компенсирует людям нехватку свободной информации в медиасреде. Ту же роль играют мобильные телефоны. По этой причине в несвободных медиасистемах  эти технологии сегодня активно развиваются.

Структурные особенности медиарынков задают характеристики конечному медиапродукту – контенту, что отражается на позиции изданий и  журналистов, тоне, стилистике и жанровых особенностях их публикаций,  манере подачи материалов, разнообразии (или однообразии) тематики, способах ее отбора, оформлении первых полос, маркетинговых стратегиях.
Чем сильнее медиакомпании ориентированы на зарабатывание денег, тем в большем количестве они предлагают своим потребителям  развлекательный контент. В большей степени эта закономерность проявляется в отношении телевидения, в меньшей – печатных изданий.  Вследствие коммерциализации сферы медиа появляются новые жанры, например инфотеймент – смешение новостных и развлекательных программ. В государствах, где телевидение доминирует над другими СМИ, печатной прессе тоже приходится все чаще использовать этот жанр для привлечения читателей.
Традиции зарождения прессы (репортерская – в США, литературная – во Франции) способствуют развитию разного типа содержательного наполнения.
В приводимой таблице в качестве примеров различных медиамоделей представлена информация по трем европейским странам.
 

Факторы Великобритания Германия Италия
Государственное устройство и время складывания единого государства Система сложилась свыше 400 лет назад Объединилась лишь  к XIX веку Объединилась лишь к XIX веку, либеральные институты сформ. лишь после войны
Доминирующая религия Протестантство Протестантство Католицизм
Раннее развитие буржуазии Да Да Нет
Особенности климата и культуры Северный, островной Северный Южный
Уровень грамотности населения, в т.ч. женского 99\99 99\99 99\98,3
Влияние соседних стран Незначительное. Тесные связи с США и бывш. колониями Среднее Сильное (проявляется в языке)
Уровень благосостояния (ВВП на душу населения) 30300 30400 29200
Понимание роли государства на медиарынке СМИ – элемент рыночной системы, кот. должен регулироваться минимально Важность независимости СМИ, но презумпция их ответственности Высокая доля государственного контроля
С какими странами медиа имеют общие черты США, Австралия, отчасти Канада Скандинавия, Нидерланды Латинская Америка, Испания, Греция
Госсобственность на СМИ (цифры даются по анализу топ-5 газет и топ-5 телестанций  по доле) Пресса – частная, ТВ примерно на 60%  государственное Пресса – частная, ТВ – примерно  на 60%  государственное Пресса – с элементами госконтроля, ТВ – примерно на 60% государственное (в реальности позиции гос-ва сильнее, т.к. государство связано с владельцами СМИ)
Коллективистская или индивидуалистическая культура Индивидуалистическая Тяга к индивидуалистической (хотя в настоящее время появляются элементы коллективистской) Тяга к коллективистской
Газетная или телевизионная культура Смешанная (с тягой к газетной) Газетная Телевизионная
Система распространения Розница Подписка Розница
Общенациональная или местная пресса Сильные позиции общенациональных изданий Доминирование региональных и местных изданий Сильные позиции общенациональных изданий
Склонность к сенсационному освещению событий Высокая Низкая Средняя (политика как сенсация, но отсутствие желтой прессы)
Наличие массовой прессы Есть Есть Нет
Форматы изданий Сосуществуют два формата, которой дифференцируют аудиторию Широкополосный Широкополосный
Позиции бесплатных газет 13% рынка Средние значения 46% рынка
Уровень свободы прессы (по Репортерам без границ) 5,17 4 (наиб. низкий) 8,67  (наиб. высокий)
Уровень журналистского профессионализма и авторитет профорганизаций Сильное влияние редактора, неформализованное саморегулирование отрасли Относительная самостоятельность журналиста, формализованное саморегулирование отрасли Давление редактора и владельца, есть орден журналистов (но слабое отстаивание интересов перед лицом государства)
Акцент на комментарий или информацию Информация Информация Комментарий
Выраженность политической позиции Политическая позиция прессы как способ дистанцироваться от конкурентов Тяга прессы к различным политическим направлениям Тяга прессы к различным политическим направлениям
Доля рекламы в ВВП 0,98% 0,75% 0,62%

 Ошибочно было бы делать вывод о существовании «хороших» или «плохих» моделей СМИ. Если исходить из показателей свободы слова и полноты информационной картины, то таким примером может служить североевропейская модель, наиболее сбалансированная. С одной стороны, медиарынки Скандинавии высоко развиты, с другой – не гонятся исключительно за прибылью, и СМИ сохраняют социальные функции. При этом ряд исследователей, например проф. Е.Л. Вартанова, считает, что некорректно говорить о полной свободе североевропейских СМИ.  Журналисты в этих странах действительно являются производителями смыслов и мнений, аудитория им доверяет целиком и полностью. Однако СМИ здесь, как привило, придерживаются весьма умеренной точки зрения, то есть являются выразителем мнения большей части жителей.

Сегодня происходит постепенное взаимопроникновение культур, глобализация экономики и, как ее части, производства медиапродукта.  Как отмечает проф. Е.А. Корнилов, до 70 процентов информации, распространяющейся в мире, имеет англо-американское происхождение.1 Для этой модели характерно видение медиарынка как части экономической сферы жизни общества, преобладание идеи прибыли, доминирование развлекательной сферы. В прессе все больше проявляется тяготение к нейтральному тону и четкому отделению комментариев от фактов, а также к сенсационности, ко всему, что может привлечь внимание. Роль прессы как носителя новых идей сходит на нет во многих странах. 
К сближению медиасистем приводят процессы не только экономической, но и политической интеграции между странами. В первую очередь это касается Европы и единого паневропейского законодательства (к примеру, Европейская конвенция о трансграничном телевещании).

Другой фактор, содействующий сближению различных моделей СМИ – новые информационно-коммуникационные технологии. Они требуют от  журналистов универсальности в подготовке материалов для разных носителей, оперативности – успех в конкуренции все чаще достигается за счет скорости публикации, а не за счет качества материалов. Кроме того, технологии делают доступным контент медиа других стран – прежде всего передающийся через интернет. Основное препятствие для появления по-настоящему глобальных СМИ – отсутствие единого универсального языка.

Глобализация касается в основном журналов, контент которых легче адаптируется к разным менталитетам. Есть такие типы журналов, которые и не требуют особенной адаптации, например научно-технические или журналы о путешествиях. То же самое относится к кино- и телевизионной продукции, различным сериалам и развлекательным шоу. Многие компании продают один и тот же формат популярного шоу на рынки разных стран, где они идут с непременным успехом, практически не меняя изначальную концепцию. На небольших медиарынках предпочитают вообще не создавать собственную продукцию, а закупать зарубежную, произведенную в ведущих медийных странах. По этой причине происходит дальнейшее сближение между медиамоделями.

Взаимодействие между медиамоделями различных стран и современной тенденцией к унификации содержания четко формулирует Хедвиг де Смаэле: «Силы экономической конкуренции представляются важным фактором сближения между медиасистемами».1 Согласно некоторым экспертам, коммерческая логика приведет к тому, что в долгосрочной перспективе в мире будет одна медиамодель – модель США. В результате глобализации «информационно богатые страны, обладающие глобальными системами, становятся еще богаче, информационно бедные – еще беднее»2.
Однако «силам сближения» (экономическим и технологическим) противостоят «силы отталкивания» (политические и  культурные). Благодаря последним медиасистемы до сих пор в сущности своей носят национальный характер, тогда как медиапродукты потенциально являются международными»3, – пишет Хедвиг де Смаэле.

Итальянский исследователь П. Манчини полагает, что сегодня можно говорить о двухуровневой системе коммуникаций: СМИ первого уровня нацелены на элиту, на правящие классы. Они становятся все более глобальными и стирают географические и культурные границы. Речь идет о таких международных газетах, как «Уолл Стрит джорнэл» или «Файнэншл таймс», международных новостных телеканалах. Но существуют и СМИ второго уровня – национальные, которые, как правило, ориентированы на средний и низший сегменты аудитории – как по уровню дохода, так и по уровню образования и культуры. Если СМИ первого уровня уже не существуют в рамках национальных медиамоделей, то СМИ второго уровня по-прежнему сохраняют эти различия, и, по-видимому, до определенной степени такие медиамодели сохранятся и в будущем.

Новости

В институте

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука