Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Музыкальный продюсер – лицо, ответственное за имидж, музыкаль-ный стиль, исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла, видеоклипа, радиопередачи и т. п.). Как правило, у крупных компаний имеются свои студийные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают известных им продюсеров.
 

Сейчас очень распространено явление, когда у коллектива появляется попечитель, который помогает ему раскручиваться по мере своих сил и возможностей, и этот «опекун» называет себя продюсером. Он решает какие-то административные вопросы (например, находит помещение для репетиций, договаривается об аренде той или иной техники). На первых этапах такая помощь действительно способствует становлению коллектива, но в дальнейшем его организатору понадобятся более глубокие знания, и прежде всего о том, как материал попадает на телевидение и радио, как организуется гастрольная деятельность коллектива. Музыкальный продюсер должен помнить, что «артиста делает хит». Поэтому вся его деятельность бывает направлена на запись хитовых песен, а за ним стоит целая команда, которая занимается разработкой и продвижением проекта.

По словам Игоря Сандлера, директора продюсерского центра SI- Records, «главная проблема российского музыкального рынка, как ни банально это звучит, – желание заработать деньги. Быстро и много. Конечно, в музыкальных компаниях есть грамотные управленцы, которые знают свое дело, умеют любой продукт подать так, чтобы он получился востребованным аудиторией. Но продюсерам гораздо легче самим опуститься до уровня масс, чем чему-то учить зрителя, постепенно приобщая его к другим ценностям. Абсолютное большинство менеджеров, работающих в музыкальной индустрии, подчинены загадочному понятию «формат/неформат». Вот если бы они попробовали тот самый «неформат» сделать коммерчески выгодным проектом и при этом сохранили бы его интересное звучание и содержание... Но делать этого никто не будет – все варятся в своем «форматном» котле».

Директор группы «OFF BEAT» Виктория Тарновская считает, что неформатную музыку продвигать сложно, ее группа играет рок энд ролл, клавишник  коллектива Денис Мажуков, виртуоз в своем деле. И здесь возникает еще одна проблема: оказывается, талантливые музыканты на нашей эстраде не очень-то нужны, их боятся.
Для решения многих вопросов продюсерам требуются специальные знания, чаще всего они приобретаются на практике.  Специализированной литературы по данной тематике все еще недостаточно.
Кто же эти первые продюсеры и клипмейкеры, с которых все и начиналось в нашей стране? Кто осваивал это музыкальное пространство, не боясь ошибаться и идти вперед?

По мере вытеснения советской эстрады перестроечной «попсой» возникло поле деятельности для тех, кто хотел заниматься клипами профессионально. А в условиях кризиса, охватившего российский кинематограф в то время, производство музыкальных и рекламных роликов надолго стало подспорьем для некоторых кинематографистов. В 1990 году студент ГИТИСа Михаил Хлебородов снял клип на песню Игоря Саруханова «Barber», выпускник ВГИКа Федор Бондарчук – на песню Сергея Мазаева «До свидания, мама», студент ВГИКа Кеосаян (совместно с Бондарчуком) – на песню Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза». С этих работ, показанных в программах «До и после полуночи», «МузОбоз», отечественные клипмейкеры ведут отсчет истории российских видеоклипов. В них впервые видеоряд стал не приложением к музыкальному произведению, а представлял собой малую форму кино. Параллельно этот жанр осваивался и в телевизионной рекламе, в чем особенно преуспел Юрий Грымов.

Заняться клипмейкерством Бондарчука, по его словам, побудил видеоролик «Barber» Хлебородова, который можно считать первым профессиональным клипом, сделанным в СССР. С началом перестройки снимать клипы пытались как профессиональные телевизионщики (режиссеры Вадим Коротков, Игорь Иванов, Андрей Столяров, Сергей Комаров на ЦТ; Клара Фатова, Борис Деденев на ЛенТВ), так и разнообразные кооперативы и «центры», организовывавшие съемки на концертах.

Однако в наших условиях появление клипа в эфире почти не влияло на популярность музыканта, клип являлся не столько промоушн-акцией, сколько самостоятельным произведением. Созданная Федором Бондарчуком и Степаном Михалковым «Art Pictures Group» стала одной из первых советских фирм, которая пыталась наладить производство клипов на западный манер. Уже дебютная работа Бондарчука на песню «Посмотри в глаза» в исполнении Натальи Ветлицкой (предельно контрастная черно-белая картинка, подкрашенная анилиновыми цветными пятнами), по сути, устанавливает некий стандарт вкуса на все еще диком поле отечественного музыкального видео. Захватив лидерство в этой области, фирма  полностью сосредоточилась на производстве рекламы и клипов для отечественных звезд эстрады, а впоследствии стала организатором первого фестиваля рекламных роликов «Поколение».

Западная схема продвижения проекта строится по схеме: сингл – клип – альбом – тур. Обычно запись сингла и съемки видеоклипа проводятся на средства продюсеров, работающих над проектом, а остальное инвестируют рекорд-компании. Но в российской музыкальной индустрии схема стимулирования спроса на альбом строится по форме: концерты – альбом – несколько клипов в течение двух-трех лет. Это связано с тем, что денег на более высокий уровень продвижения не хватает. Нередко звукозаписывающие лейблы стремятся заключить контракт с артистом, который уже в какой-то степени известен, имеет хотя бы один видеоклип. К сожалению, не всегда рекорд-компании выделяют деньги на «сырой» проект, что объясняется большим экономическим риском и жесткой конкуренцией в этой сфере.

Запись сингла позволяет определить правильность выбора концепции альбома, проверить на практике, будет ли он иметь успех у публики, учесть допущенные ошибки. Создание сингла всегда является трудоемким процессом и требует значительных творческих, финансовых и организационных ресурсов. Но поскольку любая промокампания так или иначе связана с продвижением хита, именно эта схема является коммерчески оправданной.

Музыкальный  видеоклип как целостное экранное произведение должен в первую очередь органично соединять в себе две основные  части: изображение и звук. Получая заказ на производство клипов, продюсер должен уметь правильно их классифицировать, понимать жанровые особенности каждого. Обычно различают клипы:

  • Оригинальные (действительность отображена натурально, зафиксирована в процессе киновидеосъемки («Мишель» – В.Леонтьев).
  • Анимационные, которые разделяются на компьютерные и мультипликационные («Снег идет» – Глюкоза).
  • Смешанные, где присутствуют оба жанра («Зайка моя» – Ф.Киркоров).
  • Сюжетные (постановочные), где разыгрывается художественное действие («Зимний сон» – Алсу).
  • Документальные (иллюстративные или концертные), где временное пространство документально иллюстрирует процесс исполнения песни со сцены или реальные события («Таю» – Валерия).
  • Фильмовые, где в основу клипа взяты отрывки из художественных фильмов   («Опять метель» – А. Пугачева и  К. Орбакайте).

Рассмотрим подробнее бизнес-план  раскрутки  музыкальной группы и организацию промокампании. Бизнес-план (условное название проекта «Мечта») включает в себя следующие пункты:

  1. Введение
  2. Сверхзадача проекта. Планирование. Конкуренты.
  3. Студийное производство (I этап). 
  4. Первые выступления. Обкатка. Консультации со специалистами. Корректировка проекта (II этап).
  5. Съемка клипа. Фотосессия. Выпуск CD. Основная рекламная кампания «Первая волна». Репетиционный период (III этап).
  6. Концертный график. «Прогон» шоу-программы. Формирование выездной гастрольной группы (IV этап).
  7. Гастрольно-концертная работа. Студийная работа. Сьемка видеоклипа №2 (V этап).
  8. Ротация клипа №2. Рекламная кампания «Вторая волна». Выпуск миньона CD. Гастрольная работа (VI этап).
  9. Выход на первую профессиональную ступень. Триада: гастроли – студлия – ТВ (VII этап).
  10. Бюджет проекта.              

План по популяризации проекта «Мечта» разбит на семь основных этапов и рассчитан на 24 месяца. Каждый этап является  последовательной ступенью в реализации важных позиций проекта и имеет определенную продолжительность во времени. Четкое и своевременное выполнение плана на каждом этапе должно привести к главной цели – раскрутке актера  до уровня «звезды», доведение концертной стоимости проекта до высокого ценового уровня. 
Подробно остановимся на производстве клипов для раскрутки группы.
 

Этап
Название.
Мероприятия
Срок исполнения
(месяцы)
I
Студийное производство.
Формирование «товарного» вида артиста.
ü Отбор репертуара.
ü Запись песен на студии.
ü Занятие артиста в тренажерном зале, уроки вокала, хореография.
1-9
II
Первые выступления.
«Обкатка».
ü Некоммерческие выступления артиста.
ü Консультация со специалистами.
ü Корректировка проекта.
ü Запись в студии.
ü Занятие артиста в тренажерном зале, уроки вокала, хореография.
2-6
III
Видеоклип.
 CD.
Рекламная кампания «Первая волна».
ü  Съемка видеоклипа.
ü Выпуск альбома - CD.
ü Основная рекламная кампания на ТВ, радио, в СМИ – «Первая волна».
ü Репетиционный период. Поста-новка концертной программы.
 
8-12,5
IV
Концертный график.
Генеральные репетиции концертной программы.
ü «Забивка» концертного графика.
ü «Прогоны» концертной про-граммы.
ü Формирование выездной гастроль-ной группы.
ü Подготовка к гастрольно-концертной деятельности.
 
11-13
V
Гастрольная работа.
Съемки клипа №2.
ü Гастрольно-концертная деятельность.
ü Сьемки видеоклипа №2.
ü Студийная работа.
 
13-15,5
VI
Рекламная кампания «Вторая волна».
Гастрольная работа.
 
 
ü Гастрольно-концертная деятельность.
ü Ротация клипа №2. Рекламная кампания «Вторая волна».
15-19
VII
Первая профессиональная ступень.
Триада: гастроли – студия – ТВ.
ü Устойчивый спрос на артиста.
ü Гастрольный график, расписан-ный на 3-4 месяца.
ü Отработанная гастрольная группа.
ü Установившийся штат: арт-директор, пресс-секретарь, админи-стратор и пр.
ü Подготовка к следующему творческому «циклу».
19-24

Съемка первого клипа

Первый клип – визитная карточка артиста, по нему складывается впечатление об артисте и проекте в целом.
Для того чтобы клип не прошел незамеченным, в нем обязательно должна быть интересная идея (креатив) и красивая картинка, то есть хорошая операторская работа. Не обязательно при этом удивлять зрителя большим бюджетом и спецэффектами. 
Самый разумный бюджет для первого видеоклипа – 13-15 тыс. долларов  (при условии, что снимают опытный оператор и режиссер). Снимать надо обязательно на кинопленку: во-первых, качество «картинки» получается гораздо насыщеннее по цвету, во-вторых, некоторые центральные телеканалы могут отказаться ротировать клип, если он не соответствует  их стандартам (в частности, если он снят на Betacam).
Алгоритм  работы по подготовке и проведению съемки клипа от начала и до конца выглядит следующим образом:

  1. Сценаристы и креативный отдел съемочных групп знакомятся с песней, по которой планируется снимать клип. Объявляется  своеобразный тендер на идею и сценарий  для клипа.
  2. После того как сценарий утвержден, он просчитывается директором по производству. Продюсеру выдается сводная смета (которая, конечно, им корректируется и по возможности ужимается). После утверждения сметы клип запускается в производство.
  3. Директором формируется съемочная группа, определяется  место и время съемок, заказывается спецтехника и обслуживающий персонал.
  4. После съемок производится черновой  монтаж, который представляется менеджменту проекта, затем монтаж делается «в чистую». Если в клипе предполагается наличие  компьютерной графики и спецэффектов, то срок  его сдачи увеличивается.
  5. После всех основных работ производится postproduction, по окончании которого клиенту вручается готовый клип на носителе Betacam.

Продвижение проекта на телевидении имеет свои нюансы и подводные камни. Еще при выборе песни для съемок видеоклипа продюсер советуется с программными директорами музыкальных каналов по поводу «форматности». Предварительное соглашение подстрахует его от риска снять видеоклип, который не будет соответствовать профилю того или иного канала.
Ротация на телевидении составляет особую статью в смете по проекту. Как известно, для многоразового показа видеоклипа в  отечественной телеиндустрии есть два центральных канала – «МТУ-Россия», «МузТВ» и региональные каналы. Концептуальную основу первого составляет избирательный подход, который характеризуется целым набором требований, предъявляемых к видеоматериалу. Это могут быть эстетические, технические и другие критерии. В зависимости от соответствия видеоклипа этим требованиям он может быть выставлен на ротацию, время которой определяется работниками канала.

«МузТВ» размещает видеоклипы на коммерческих основах, и здесь есть свой плюс. С помощью ротации на этом канале новый проект, который пока не имеет оригинального видеоряда, может заявить о себе. Но кто знает, что ждет его в будущем? Для популяризации видеоклипа можно задействовать каналы «М1», «ТВЦ» и другие. Существует большое количество кабельных каналов развлекательной тематики, которые также востребованы целевой аудиторией. Тем не менее хотелось бы отметить, что если бюджет проекта ограничен, то основное внимание нужно уделить тем каналам, которые являются лидерами на музыкальном телерынке (см. таблицу размещения на ТВ).

   

Размещение клипа в межпрограммном пространстве
 
 
 
 
 
 
 
ТНТ
 
 
 
 
 
 
 
 
СТС
 
 
 
 
 
 
 
 
М-1
 
 
 
 
 
 
 
 
ТВС
 
 
 
 
 
 
 
 
Муз-тв
 
 
 
 
 
 
 
 
MTV
 
 
 
 
 
 
 
 
Рен-ТВ
 
 
 
 
 
 
 
 
ОРТ
 
 
 
 
 
 
 
 
Россия
Prime
420
300
170
800
250
-
270
~от 5000
~от 4000
Not prime
400
250
150
600
250
-
250
~от 3000
~от 2500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если говорить о европейской шоу-индустрии, то там музыкальные ролики размещают без каких-либо материальных вложений, что значительно повышает качество транслируемой по телевидению музыкальной продукции.
 Сколько же эфиров видеоролика необходимо, чтобы PR-кампания на телевидении была максимально успешной? Оптимальное количество – около 50 на каждом канале. Причем эти эфиры должны проходить в достаточно сжатые сроки, как правило, за один месяц. По мнению специалистов, именно такая ротация дает наиболее эффективный результат.

Съемка второго клипа

После ротации первого видеоклипа, который стал визитной карточкой артиста, необходимо «закрепить» проект съемкой второго – это принятая во всем мире классическая схема раскрутки проекта.
Песня № 2 обязательно должна быть лучше первой во всех отношениях: интерес поклонников надо поддержать, поэтому проект ни в коем случае не должен идти по нисходящей. Руководствуясь принципом: «новая песня – лучше предыдущей», можно обеспечить поступательное развитие проекта и его успех в коммерческом отношении. 
Современные клипы, как и многие песни из киномюзиклов, строятся по одной и той же схеме. Их основой является определенный темпоритмический рисунок, который складывается из различных компонентов организации ритма: цветовые решения и особые эффекты при смене планов, согласованных с драматургией песни.
Осуществить проект в первый раз нелегко, но гораздо труднее бывает возобновить к нему интерес. Вот семь правил, которых надо придерживаться:

  1. Необходимо периодически появляться на телевидении и звучать по радио (не говоря уже о прессе). 
  2. Регулярно обновлять репертуар, выпускать не менее двух альбомов в течение каждых трех лет.
  3. Снимать не менее одного видеоклипа в год.
  4. Жить «светской» жизнью – появляться, по возможности как можно чаще на всех «тусовках».
  5. Дружить с богемой шоу-бизнеса, политиками и правительственными чиновниками.
  6. Принимать активное участие в социальнозначимых событиях.
  7. Заниматься благотворительностью.

На сегодняшний день музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью промокампании в продвижении музыкального проекта, частью современного коммуникативного поля.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

В институте

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука