Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

В профессиональных изданиях уже не первый год обсуждается тема социально ответственного телевидения, а возникнуть она могла лишь на фоне тележурналистики социально безответственной, каковая на некоторых каналах стала преобладающей.
В пароксизме самолюбования в раннюю постсоветскую эпоху журналисты стали именовать себя "четвертой властью". Однако в последнее время гораздо чаще на память приходит иное название профессии: "вторая древнейшая" грань между этими определениями весьма условна, и задача людей, уважающих свою профессию, – ни под каким предлогом не переступать эту зыбкую грань.

Мы отдаем себе отчет в том, что в условиях рыночной экономики сменились социальные приоритеты и телеэкран заполонили лидеры иных мнений. Тем не менее все-таки хочется верить, что существуют некие вечные ценности. В их числе такая категория исторического сознания, как понятие родины (с какой бы буквы, прописной или строчной, ни писалось это слово) и неразрывно связанное с ним понятие патриотизма.

Воспитание патриотизма – область, которой в последние годы телевидение занималось крайне мало. Видимо, не все согласятся с данным утверждением и приведут примеры многочисленных фестивалей фильмов и программ на патриотическую тему, проводимых в Москве, Волгограде, Перми… Но такие фестивали – неординарное явление. Конкурсные работы зачастую готовятся для них специально. Мы же говорим о ежедневной работе, итоги которой, увы, неутешительны. Например, из пятидесяти молодых людей, опрошенных в студии во время одной из передач, только трое правильно ответили на вопрос, кто такой Александр Матросов (ТВС, "Забытый полк", 23 февраля 2003 г.).

Тема любви к родине по-разному освещается историками и политиками, педагогами и писателями. Можно привести в связи с этим десятки глубокомысленных суждений выдающихся деятелей, которые противоречат друг другу: от мысли, что патриотизм – святое для каждого человека понятие, до утверждения, что патриотизм – последнее прибежище негодяя. Можно было бы даже организовать научно-практическую конференцию, где развернуть бурную полемику по поводу того, принадлежит ли сей афоризм графу Л.Н. Толстому (у которого, кстати, немало и прямо противоположных высказываний), или все-таки английскому литератору XVIII века Самюэлю Джонсону. На наш взгляд, точную формулу патриотизма вывел президент США Джон Кеннеди: "Не спрашивай, что может сделать для тебя твоя страна, спроси, что ты можешь сделать для нее".

Всего четверть века назад в СССР была весьма популярной комсомольская песня, в которой звучали похожие слова: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Но в последние годы респектабельная российская публика избегает разговоров о патриотизме, в то время как вывоз из страны капиталов через многочисленные офшоры угрожает самому существованию государства.

В словарях понятие "патриотизм" трактуется как любовь к отечеству. Особенность советского патриотизма заключалась в том, что утомленные социальными невзгодами и бытовыми неурядицами граждане в общении друг с другом могли сколько угодно ругать строй, политиков и действительность, но рьяно защищали свое родное, если слышали нелицеприятные слова о своей стране от чужеземцев.

После распада СССР большинство людей оказалось в растерянности. Хотя Россия и провозгласила себя правопреемницей Советского Союза, но все понимают, что это уже другая страна. "У нас пока нет отечественного телевидения. Как, впрочем, нет пока и самого Отечества", – заявил в 1998 году известный документалист И.Беляев. – Есть некое постсоветское пространство, наполненное населением, объединенное слабым государством, газетным наречием и прошлой культурой. Историческая задача в том и состоит, чтобы потрудиться и выстроить отечество. А в нашем случае – отечественное телевидение (Беляев И. Гражданское. Христианское. Пушкинское // ТЭФИ Обозрение. 1998. Вып. 3 (6). С. 11).

В результате поражения коммунистической идеи в ходе Ћхолодной войныЛ, которую из-за масштабов противостояния следовало бы назвать третьей мировой, произошло крушение многих социальных мифов. Но стали ли мы ближе к истине? Отнюдь. Просто на смену одним мифам пришли другие. Носителем либеральной идеи совершенно искренне и добровольно стала творческая интеллигенция, которая, не вняв призыву Б.Окуджавы, сотворила себе кумира из грехов нашей Родины. "Важно отказаться от исторической памяти, от части ее, связанной с войной, завоеваниями. Достоинство нации не определяется наличием побед в войнах и количеством великих полководцев, это все есть у многих народов", – считает известный кинорежиссер А. Сокуров (Цит.по: Мурзина М. Мы живем в больной стране // Аргументы и факты. 2000. Й3. С. 12).
Некоторые политики через СМИ внушали мысль о том, что необходимо сокращение всех видов вооружений и даже одностороннее разоружение. За несколько лет были разрушены многие высокотехнологичные, уникальные производства, которые впоследствии за бесценок скупили конкурирующие с ними зарубежные фирмы. Одновременно практически исчезло из обихода слово "патриотизм".

Пройдет несколько лет, и журналисты станут писать, что "либеральное общественное мнение на самом деле зачастую не что иное, как массовое заблуждение, оно столь же отвратительно, как коммунистическая пропаганда" (Колодный Л. "Тихий Дон" и подонки // Моск. комсомолец. 2001. 24 мая. С. 6.). Газеты сообщат, как экс-президент США Р. Никсон после встречи с А. Козыревым, который гордо заявил, что у новой России нет национальных интересов – только общечеловеческие ценности, долго возмущался: "Я, как сукин сын, всю жизнь защищал национальные интересы, Киссинджер был еще больший сукин сын, а этому юноше надо работать в филантропической организации (Цит. по: Сагдеев Р. Интеллигенция проиграла троечникам // Известия. 2002. 23 января. С. 3).

"Что выгодно Америке – то и патриотично", – считают граждане и власти США. После начала войны в Ираке многие звезды Голливуда, выступившие против ее развязывания, были обвинены в непатриотичности, что может стоить им карьеры. Но наша страна, как всегда, идет своим путем. "Разве "за родину" и "за правду" – одно и то же?" – вопрошает Б. Акунин устами своей героини Пелагии (Акунин Б. Пелагия и красный петух. Роман в 2 ч. Т.1. М., 2003. С. 178).

"Американцы всегда все делают правильно. Если американцы кого-то арестовали, то это и есть высшая справедливостьЛ, – безапелляционно утверждает В. Новодворская (Новодворская В. Я так считаю // Известия. 2001. 25 января. С. 9). Можно было бы отнести приведенные слова к разряду курьезов, если бы этой даме не предоставляли газетную площадь периодические издания и не приглашали в эфир в качестве авторитета теле- и радиожурналисты. Погоня за рейтингом, ставшая главной целью всех телеканалов, заставляет привлекать к сотрудничеству немало одиозных личностей, эпатирующих публику своими взглядами.

В 90-е годы военные действия в Чечне вновь поставили перед Россией вопрос о патриотизме. И снова интеллигенция в растерянности. "С кем быть – со сражающейся армией или с мирным населением? Ответ на этот вопрос при всей его кажущейся простоте отнюдь не прост, а главное – неконъюнктурен: своими корнями он уходит в историю", – писал корреспондент "Известий" А. Степанов в статье "Гордиев узел патриотизма".

В 1995 и 1996 годах почти все федеральные каналы если и не впрямую поддержали чеченских боевиков. Вот что писал об этом в "Известиях" А. Архангельский: "Во время прошлой чеченской войны мы практически не видели сюжетов о похищенных согражданах, о работорговле, о бесчеловечии противной стороны – до тех самых пор, покуда жертвой бородатых робингудов не пала Елена Масюк. Только тут телевизионное сообщество по-настоящему взбудоражилось" (Архангельский А. Век "Свободы" не слыхать // Известия. 2000.12 февраля. С. 8). Аналогичную оценку работе тележурналистов в те годы дал поэт и публицист Ю. Кублановский: "Вспомним, как освещали принадлежавшие олигархам телеканалы теракт в Буденновске, нашу капитуляцию там, с каким мазохистским, я бы сказал, восторгом показывали они позорные переговоры Черномырдина с Басаевым. Казалось, ТВ целиком на стороне противника. Помню, смотрел, и лицо горело от стыда за Россию (Кублановский Ю. Телерейтинг // Труд-7. 2002. 14 ноября. С. 14).

Если же говорить о региональных телерадиокомпаниях, то они оценивали события чеченской войны иначе. ГТРК "Мордовия" несколько раз посылала в Чечню свои съемочные группы. Два срока проработали в Грозном бывший заместитель председателя компании, впоследствии собкор ВГТРК, В. Каланов и телеоператор Н. Кирилов. Они привозили репортажи о том, что происходит в Чечне. СМИ республики широко осветили подвиг мордовских омоновцев в Гудермесе, где в результате ожесточенных боев чеченские боевики, несмотря на свое численное превосходство, так и не смогли захватить охраняемое ими здание.

Когда не хватало своего материала, журналисты ГТРК "Мордовия" отбирали из федеральной прессы (в основном из "Российской газеты") свидетельства о зверствах чеченских боевиков, о работорговле, о десятках тысяч беженцев, в то время как ни отечественные каналы, ни ЋголосаЛ не поднимали вопроса о нарушении прав человека противоположной стороной, а известные телеведущие чуть ли не со слезой умиления рассказывали, как чеченцы кормят пленных российских солдат и ухаживают за ранеными.

Сегодня телеканалы едва ли не ежедневно показывают сюжеты о деятельности российских политиков. К сожалению, телезрители нередко наблюдают полное отсутствие у них элементарной политической культуры, что в значительной мере является следствием господства в нашей стране однопартийной системы, не допускавшей разных взглядов и диалога их носителей. В итоге многие современные политики порой демонстрируют на экранах по отношению к иному мнению прямо-таки патологическую нетерпимость.

Во время кампании 1996 года по выборам президента Российской Федерации многие телеканалы показали репортажи с собрания либеральной интеллигенции, вызвавшие чувство брезгливости: у входа в зал лежало красное знамя, о которое должны были вытирать ноги все входившие. Остается лишь сожалеть, что собрание посетил Е. Гайдар, что, конечно же, не прибавило ему популярности как политику. Несомненно, подобные действа вызывают дисфункцию, и многие зрители, скорее всего, из чувства элементарного протеста отдали свои голоса другой стороне.

Нельзя не сказать и о силовой, по сути дела, попытке решить вопрос о нахождении тела В.И. Ленина в мавзолее. Подобный шаг был бы не просто некорректен, но и крайне непорядочен по отношению к людям старших поколений. Да и показ по телевидению фильма "Телец" А.Сокурова о последних днях жизни Ленина, снятого в жанре индивидуального сновидения и получившего семь "Ник" (национальная кинематографическая премия России), вряд ли стоило приурочивать ко дню рождения Владимира Ильича. Ибо еще в школе учат не оскорблять чувства верующих. Пожилые люди в России и без того унижены и оскорблены. Попытка вопреки их воле убрать тело Ленина из мавзолея – не что иное, как просто желание показать, кто в доме, то есть в стране, хозяин. "Я думаю, что для многих людей это символ, и нельзя вот так просто наступать на символы", – заметил по этому поводу гость телепрограммы "Без протокола" главный раввин России А.С. Шаевич (ТВ-6, 11 октября 2001 г.). Скорее всего, через два-три десятка лет новое поколение безболезненно решит эту проблему. Ибо со временем меняется отношение и к символам.

Без идеи патриотизма можно жить в эпоху разрушений. Но созидать без нее нельзя. По сей день журналисты либеральных СМИ ерничают по поводу патриотизма российских граждан, не желая видеть, что во многих весьма цивилизованных странах данное понятие настолько естественно и свято, что в нашем понимании порой представляется карикатурным. 16 ноября 2001 года зрители НТВ смотрели репортаж из Нью-Йорка о том, что на фестивале кондитерских изделий, где главной была патриотическая тема, преобладали фигурки из шоколада президентов и нью-йоркских пожарных, героически проявивших себя в день национальной трагедии 11 сентября.

Давайте представим, что российская дума приняла закон, обязывающий каждый день в школах начинать с клятвы верности государственному флагу. Либералы и правозащитники наверняка подняли бы шум. Но в США школьные занятия начинаются именно так, что тоже нравится далеко не всем. Не случайно в 2002 году федеральный апелляционный суд признал упоминание о Боге в клятве не соответствующим секулярному характеру конституции США и запретил произнесение клятвы в государственных школах в девяти штатах Западного побережья. Однако сенат конгресса в срочном порядке рассмотрел и единогласно принял резолюцию, в которой содержится требование восстановить в правах ежедневную клятву верности государственному флагу. Сенаторы потребовали оставить в силе использование в клятве слов, где говорится о США как о "единой нации перед Богом".

Может быть, такое отношение к своей истории и символам присуще только супердержаве? Но телезрители много раз видели, с каким воодушевлением перед началом соревнований поют свой гимн спортсмены и болельщики из небольших по размерам государств. А, к примеру, читатели "Московского комсомольца" узнали, что ежегодно в последний день декабря столица Майорки Пальма де Майорка отмечает не Новый год, а религиозно-патриотический праздник в честь короля Дона Хайме Первого. Причем традиция эта берет начало с 1229 года…

В одном из номеров журнала "Broadcasting" уважаемый всем телевизионным сообществом В.В. Лазуткин рассказывал о том, что в Канаде ведущие телепередач просто обязаны подчеркнуть уважение к стране, ее гражданам и даже выразить благодарность за оказанную им честь обратиться к нации (См.: Лазуткин В.В. Бизнес и общество – не параллельные миры // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2002. Й 8. С. 1). Каждый из нас слышал или читал фразу, что патриотизм – последнее прибежище негодяя. Сегодня стоит набраться мужества и признать, что настало время всем гражданам России стать… негодяями, то есть, по мировым меркам, патриотами. Похожими на канадцев, американцев, австралийцев, немцев и иных "негодяев". Надо не не стесняться говорить, что кроме общечеловеческих существуют еще национальные ценности и интересы.

При обращении к истории в целом и к истории России в частности с неизбежностью видишь некоторую повторяемость, цикличность событий. На лекциях студентам рассказывают о спирали исторического развития и повторяемости событий уже на новом витке. Однако исторические параллели и аллюзии не всегда уместны. К примеру, среди стереотипов сознания, вбиваемых в голову советскому человеку при помощи школьных и вузовских учебников, не последнее место занимали основанные на классовом подходе представления о войнах справедливых и несправедливых. Несправедливые войны вели, разумеется, капиталисти-ческие страны. Страны же социалистического лагеря действовали всегда исключительно во имя мира и социального прогресса...

Но у любого человека – свое представление о справедливости. "В чем сила, брат? Думаешь, в деньгах? Я вот думаю, что сила в правде, у кого правда – тот и сильнее", – утверждает герой культового кинофильма, который ведет свою войну и во имя своих представлений о мифической правде может спокойно убивать людей.
При освещении действий в Афганистане Ћограниченного контингента советских войскЛ журналисты и режиссеры телевидения нередко проводили аналогии между боевыми действиями там и Великой Отечественной войной. Если при освещении афганской войны параллели эти еще худо-бедно воспринимались, да и то в основном малообразованной частью зрителей, то при освещении чеченских событий они стали просто неуместны: потребовалась иная идеология и иная пропаганда. И, естественно, иные параллели.

Политикам и журналистам еще предстоит анализировать причины чеченской трагедии. Ошибок наделали и генералы, в шапкозакидательском раже собравшиеся во главе с П.Грачевым в течение двух недель решить проблему, и лидеры республики, которые не сумели дать отпор национальной спеси, средневековой традиции торговли людьми, грабежам и убийствам на своей территории.

На мой взгляд, главная проблема реформирования телевидения заключается в том, что меняются приоритеты профессии. Если нас, кому от 40 до 60, учили делать телевидение, то сейчас на первое место вышло умение делать деньги. Сама по себе способность замечательная. Однако компромисс достигается не всегда. Телепродюсерам, делающим деньги, не нужны передачи детские и просветительские, которыми всегда было сильно наше ТВ и которые должны снова занять свою нишу на государственных телеканалах. (Слава богу, что канал РТР взял под свое крыло программу "Спокойной ночи, малыши".)

Как-то редактор одного московского профессионального издания предложил мне изложить свои взгляды на реформирование отрасли. Я сказал, что исключительно рейтинговое телевидение ведет в тупик: ведь если на каком-то телеканале титры программ в целях эпатажа вдруг будут идти на фоне женских ягодиц – в телевизоры от удивления уставится чуть ли не вся страна. Рейтинги зашкалят. Рекламные деньги, которые, как известно, не пахнут, потекут рекой.

Привел я этот пример в качестве ситуации, доведенной до абсурда, но с удивлением услышал, что такой опыт уже был на одном из московских каналов. К счастью, в Саранске ничего подобного нет даже в кабельной сети. Суть дела от этого тем не менее не меняется. Потому что многие каналы в таких программах, как "Окна", "Шоу Джерри Ширингера" и т.д., уже давно и регулярно – даже в детское время – показывают все ту же (пардон!) интимную часть тела. Но неужели в России нет авторитетных людей, кроме этих кочующих с канала на канал стандартных участников ток-шоу?
Уже слышу советы типа "не нравится – выключи". Но они даются людьми, которые явно лукавят. С таким же успехом можно говорить "остановись" наркоману, давно сидящему на игле. Но после кайфа наступает ломка. А это, говорят, стократ хуже, чем самое тяжелое похмелье.

Так чем же лечиться будем?

Новости

В институте

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука