Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Телевизионная коммуникация в проектах с двумя ведущими – независимо от того развлекательные это передачи, выпуски новостей или аналитические программы – обладает специфическими особенностями. Добавление второго ведущего трансформирует коммуникационную основу традиционного телевизионного проекта, создает дополнительные смысловые нагрузки, значительно обогащает драматургию. В данной статье рассматриваются некоторые примеры ведения развлекательных и информационных программ телевизионными дуэтами, анализируются особенности этих проектов, делаются выводы относительно их эффективности и реализации коммуникативного потенциала.

В последние годы активно используется прием по объединению уже известных телевизионных ведущих в новые, порой, казалось бы, не сочетаемые пары. Два человека, два имени, две независимые истории, объединяясь, создают новый образ – неожиданный и интересный. Классическим примером данной модели является уникальная пара, ведущая музыкально-развлекательное шоу «Жизнь прекрасна». Дополняя друг друга, популярная певица Лена Перова и экс-министр культуры Михаил Швыдкой создали один из наиболее органичных дуэтов на современной телевизионной сцене.

Интересен опыт создания телепроекта «Просвет». Автор идеи рок-певец Борис Гребенщиков разделил функции продюсера и ведущего со своим другом, шоуменом Дмитрием Дибровым. По словам Гребенщикова, к моменту создания «Просвета» он уже десять лет не включал телевизор «по причине его крайней вредности для ума». Новое шоу, посвященное поиску в российской глубинке молодых талантливых музыкантов, художников, актеров, должно было исправить ситуацию. В силу нетрадиционности формата и телевизионного непрофессионализма Гребенщикова «Просвет» просуществовал недолго, и объективно оценить зрительский интерес к программе не представляется возможным.

Лицами развлекательной телепередачи «Розыгрыш на Первом канале» стали шоумэн Валдис Пельш и актриса Татьяна Арно. Оставаясь тележурналистами (в широком смысле ведущий – тоже тележурналист), они время от времени становились также героями программы: принимали участие в постановочных эпизодах, передавали роль ведущего гостю, занимая его место. Более полно использовать подобную практику позволяет формат юмористической программы «Городок». Илья Олейников и Юрий Стоянов постоянно перевоплощаются из ведущих передачи в ее героев. Неожиданная смена масок, нарочито контрастный переход из одной ипостаси в другую, непредсказуемое поведение – одна из наиболее удачных инноваций российского ТВ последних лет.

Отдельное внимание следует уделить семейным теледуэтам. Личные отношения, перенесенные в сферу телевизионной коммуникации, становятся дополнительным фактором восприятия конечного продукта. Не все телевизионные пары делают акцент на своем семейном положении. Если Александр Цекало и Лолита Милявская с подачи сценаристов и режиссеров шоу «Доброе утро, страна!» (РТР) старались его подчеркнуть, то, например, Татьяна Лазарева и Михаил Шац в «Хороших шутках» (СТС) лишь изредка позволяли себе косвенные намеки на это. Ведущие «Доброго утра» на Первом канале Александр и Екатерина Стриженовы  не скрывали своего семейного положения, но и не акцентировали на нем внимания. Аудитория успела полюбить утро со Стриженовыми. Когда режиссерские проекты не оставили Александру возможности выходить в утренний эфир, Екатерина продолжила работать соло. Многолетняя зрительская привычка включать телевизор на «Утро» со Стриженовыми сослужила ей добрую службу. За время совместной работы с супругом Екатерина – интонацией, взглядом, жестом – раскрыла аудитории некоторые свои личные качества, за которые верный зритель и любит ведущую.

Параллельные проекты – неотъемлемая часть динамичной карьеры современных телевизионных профессионалов. Успешное совмещение ведения телевизионных проектов с написанием книг, работой на радио, съемками в кино сегодня становится обычной практикой: универсальность – одно из важнейших профессиональных качеств работников телевидения. Не столь обычной автору представляется встречная тенденция – переход на телевидение успешных радиоведущих. За 2007 год зрители канала ТНТ успели полюбить один из самых ярких дуэтов современного шоу-бизнеса – Геннадия Бачинскиого и Сергея Стиллавина. Ведущие самого рейтингового утреннего радиошоу стали лицами программ «Голые стены» и «Правила съема». Интересно, что увеличение нагрузки не мешает Геннадию и Сергею параллельно заниматься собственными бизнес-проектами и вести корпоративные мероприятия. По информации крупнейших пиар-агентств, в 2007 году Бачинский и Стиллавин стали самыми высокооплачиваемыми ведущими корпоративных вечеров в России.

Финансовые споры разрушили немало пар. К примеру, выпуск программы «Осторожно, модерн!» (СТС) с дуэтом Дмитрий Нагиев – Сергей Рост был прекращен именно по этой причине. Каждый занялся сольной карьерой. Оба продолжили сниматься в кино, вели различные развлекательные программы. Высокий рейтинг программы Дмитрия Нагиева «Окна» позволил ее правообладателям по завершении цикла на метровом канале продать шоу дециметровому для вторичной демонстрации в следующем сезоне. «Окна» сделали Нагиева одной из самых востребованных звезд российского ТВ.

Индивидуальная карьера телеведущих после распада их дуэта – еще один аспект исследуемой темы. Развод Александра Цекало с Лолитой Милявской лишил российское телевидение одной из самых ярких семейных пар шоу-бизнеса, но способствовал появлению двух самостоятельных звезд. Цекало занял один из руководящих постов на канале СТС, периодически вел праздничные концерты, снимался в кино. Лолита появлялась на экране в качестве певицы и конферансье, а также ведущей телепроекта «Лолита. Без комплексов» на Первом канале. Продюсеры не стали игнорировать воспоминания аудитории о былых совместных успехах теледуэта Цекало–Милявская. Так родился проект «Две звезды». Принцип программы – соревнование: конкурс вокальных дуэтов, состоящих из профессионального певца и любой публичной персоны.

Программа «Две звезды» стала одним из проектов-клонов, основанных на интересе аудитории к жизни известных персон: актеров, режиссеров, исполнителей популярных песен, звезд шоу-бизнеса. Параметры, по которым кастинг-директора выбирают участников проекта, сводятся к универсальному набору профессиональных и личных качеств, главным из которых остается публичность. Данная особенность подобных программ позволяет их создателям минимизировать творческие затраты, не сомневаясь в коммерческом успехе. Очевидно, что какой бы качественной с точки зрения драматургии, изображения, декораций ни была программа «Две звезды», с точки зрения классической тележурналистики она остается желтой.

Сегодня мы являемся невольными свидетелями гонки по созданию «звездных» проектов. Руководители программ утверждают, что их миссия – развлечение, успокоение, снятие напряженности в обществе. Однако данное утверждение представляется спорным: синхронизация эфиров (вплоть до рекламных точек) – один из самых жестких приемов контрпрограммирования. Жертвой подобной программной политики становится зритель.

Отметим, что в создании «звездных» проектов Россия – не пионер. Почти все они калькированы с зарубежных аналогов, и объясняется данная тенденция тем, что купить готовый проект дешевле и проще, чем выдумать и воплотить в реальность новый: технология отработана, финансовая сторона известна, успех гарантирован опытом западных коллег.
Стоит обратить внимание на преобладание в данном сегменте программ развлекательного жанра над остальными. «Звездные» проекты стали чертой, за которой телевидение перестало быть журналистикой, трансформировавшись в развлечение. Четыре года назад на научной конференции на факультете журналистики МГУ о предстоящей мутации телевизионного контента – в соответствии со зрительскими предпочтениями – предупреждал Александр Роднянский (1).
Типовые «звездные» проекты представляются автору идентичными (см. сводную таблицу наиболее популярных «звездных» программ), а значит взаимозаменяемыми, необязательными. Телеэфир ими перенасыщен. Единственной причиной сложившейся ситуации представляется агрессивная политика контрпрограммирования двух главных метровых каналов – Первого и России (см. таблицу). 

Название Канал
 
 Ведущие
 
Приглашенные звезды
 
Две звезды
 
Первый Александр Цекало и Лолита Милявская Владимир Жириновский и Серега, Михаил Боярский и Анастасия Заворотнюк, Валерия и Иосиф Пригожин, Лариса Долина и Гарик Мартиросян, Надежда Бабкина и Сергей Астахов, Лайма Вайкуле и Сергей Жигунов, Екатерина Стриженова и Николай Носков, Сергей Мазаев и Татьяна Арно 
Звезды на льду Первый Евгений Плющенко и Ирина Слуцкая Игорь Бутман и Мария Петрова, Татьяна Навка и Марат Башаров, Алексей Тихонов и Анна Большова. Роман Костомарова и Екатерина Гусева, Александр Жулин и Ингеборга Дапкунайте 
Танцы со звездами
 
Россия Юрий Николаев и Анастасия Заворотнюк Елена Яковлева и Александр Литвиненко, Игорь Бочкин и Ирина Остроумова, Алексей Кравченко и Ирина Остроумова, Мария Ситтель и Владислав Бородинов, Наташа Королева и Евгений Папунаишвили, Вячеслав Грунский и Ярослава Даниленко, Лариса Голубкина и Игорь Кондрашов 
Танцы на льду Россия Юрий Николаев и Анастасия Заворотнюк Ирина Чащина и Руслан Гончаров, Сергей Селин и Оксана Казакова, Сергей Лазарев и Анастасия Гребенкина, Петр Красилов и Оксана Грищук, Лика Кремер и Артур Дмитриев
 
Цирк со звездами
 
Первый Премьера проекта состоялась 4.03.2007.

 До сих пор мы уделяли внимание ведущим преимущественно развлекательных проектов. Теперь обратимся к более серьезным жанрам – ток-шоу и новостям.

Прекрасно используют возможности парного ведения создатели «Принципа Домино». После перехода на телеканал «Домашний» Елены Ищеевой соведущей Елены Ханги стала Дана Борисова. Главный «Принцип домино» – представление противоположных точек зрения – был сохранен. Визуально его подчеркивают внешний вид ведущих и студийные декорации, содержательно – позиции приглашенных гостей.

Отдельного рассмотрения достойны новости. В информационных студиях Первого канала и «России» перед камерой – только один ведущий. Парное ведение информационных выпусков у нас практикует только один метровый канал – НТВ. Корреспондентская сеть программы «Сегодня» освещает основные политические, культурные и экономические события дня в России и за рубежом. Ежедневно в эфир выходит несколько выпусков программы. Утром в студии – один ведущий, вечером – двое: Алексей Пивоваров и Асет Вацуева, либо Антон Хреков и Юлия Панкратова. После ухода с НТВ Асет Вацуевой ее заменила Лилия Гильдеева. Интересно, что главным принципом отбора новой ведущей стало требование присутствия в кадре девушки с неславянским лицом.

Два ведущих в информационной студии – западная инновация. Вероятно, современная информационная политика телеканала НТВ – отголосок демократических основ, заложенных известным западником Леонидом Парфеновым. Очевидно, опытный журналист и талантливый менеджер Парфенов понимал, какие преимущества и недостатки влечет появление в кадре второго ведущего. В отличие от советских дикторов, подчеркнуто нейтральных, современные ведущие информационных выпусков интонационно и мимически демонстрируют собственное отношение к происходящему, а также общаются друг с другом в кадре, что является безусловным плюсом. Однако порой общение ведущих выглядит неискренним, наигранным, фальшивым. Вполне закономерно, такая ситуация может вызвать непонимание и даже раздражение значительной части телезрителей. Фальшь – единственный грех, который зритель никогда не сможет простить телевидению. Итак, определим основные особенности телевизионной коммуникации в современных проектах с двумя ведущими.

  • Одним из главных преимуществ этих проектов является их драматургический потенциал. Общаясь в кадре, двое ведущих могут органично представить различные точки зрения.
  • Вторая особенность заключается в том, что, оставаясь ведущими телевизионных проектов, они одновременно могут становиться их участниками, героями.
  • Третья особенность заключается в том, что объединение в пару уже известных ведущих способно значительно изменить восприятие программы зрителем, добавить интерес к ней, поднять рейтинг.
  • Четвертый аспект анализируемого вопроса – перенесение в деловую сферу личных отношений, что актуально в ситуации появления на телеэкране семейных дуэтов. Нестандартная драматургия и профессионализм ведущих вкупе с их многогранными семейными отношениями способны принести проекту небывалый успех.
  • Пятая особенность ведения программ двумя ведущими – появление «звездных» проектов, которые уводят зрителя от журналистики к развлечениям. В легких жанрах зачастую один ведущий делает «звездой» другого. Либо тот и другой могут прославиться вместе, а по окончании проекта начать работать порознь.

Непреложным, однако, остается главная заповедь ТВ: не обмани. Органичное существование ведущих в кадре – основа любого телепроекта. 1) Согласно А.Роднянскому, аудитория разделена на 5 сегментов:
Люди, для которых телевидение – источник информации. Их условно называют интеллектуалами.
Вторая часть аудитории воспринимает телевидение как способ социального позиционирования, обретения определенного статуса. Информация, извлекаемая из телепрограмм, помогает им быть в курсе дел   и играть роль в определенной среде.
Третья часть аудитории – семейная. Для нее телевидение – фактор объединения семьи. Это достаточно большая, если не самая большая, часть аудитории.

Для четвертой группы телевидение является видом досуга. Пятая, которая называется дезинтегрированной, – люди, разуверившиеся в себе и в жизни. Телевидение для них – подтверждение тезиса, что мир несправедлив. 

Новости

В институте

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука