Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Главный парадокс развития телевидения сегодня видится в том, что будущее, несомненно, станет все настойчивее требовать от тех, кто делает программы, не только  приобретения профессиональных навыков, но также сохранения и развития фундаментальных вечных качеств высокой нравственности и духовности. Столкновение традиций и новизны – парадоксы развития, но именно они являются источником движения вперед всего телевизионного сообщества.

Поэтому повышение квалификации, образованности телевизионных кадров должно быть неразрывно связано с воспитанием этических принципов. В последние годы здесь обнаруживаются две тенденции. Одна выражается в том, что на многих, особенно небольших, телеканалах при внедрении современных технологий ряд профессий совмещается: с помощью компьютера один человек набирает текст передачи и редактирует его, просматривает и монтирует изображение и звук, совмещая обязанности автора, редактора, режиссера монтажа. Вместе с тем компьютерные технологии позволяют развивать каждую профессию на телевидении вглубь и вширь, и появляются новые специальности. Освоение новых творческих возможностей – суть второй тенденции роста профессионализма на телевидении.

Рождение в постперестроечное время новых видов вещания повлекло за собой появление новых и затухание старых профессий: профессии диктора, редактора, главного редактора вытесняются из жизни; на их место приходят ведущие ток-шоу, модераторы, продюсеры, художники компьютерной графики, режиссеры-мультимедиа, монтажеры-компьютерщики, менеджеры и т.п.

Главное, с чем сталкивается вновь приходящий на телевидение сотрудник, это пресловутый рейтинг передачи. Специалист по рейтингу – одна из самых новых профессий в средствах массовой информации. Каждое утро руководители компаний, рекламодатели и, конечно, создатели передач с трепетом знакомятся с рейтингами прошедших программ. Ведь если их рейтинг от выпуска к выпуску уменьшается, то вместе с ним уменьшается и авторитет создателей, перспектива их работы на телевидении…

Рейтинговая модель функционирования телевидения приводит к тому, что требования логики бизнеса зачастую противоречат мнению аудитории и оценкам критиков. Реальность заставляет топ-менеджеров балансировать между двумя, как правило, противоположными оценочными системами. Их взгляды приобретают достаточно причудливые формы, когда необходимо принимать решение о запуске в производство, например, детской программы, которая заведомо не принесет высоких рейтингов, и одновременно заботиться о том, чтобы деньги для нее были заработаны чисто коммерческими проектами.
Легче всего здесь ориентироваться на уже получивший признание продукт. Вот почему количество лицензионных программ (ток-шоу и игр), которые с успехом прошли за рубежом, на наших телеканалах все увеличивается. Так как телекомпания финансово не очень заинтересована в том, чтобы экспериментировать, рисковать, используются в основном апробированные, коммерчески успешные схемы, что позволяет закрыть проект в случае неудачи, перекупить персонаж или программу на другом канале. Копирование и подражание становятся массовым явлением в отечественном эфире в центре и на местах.

Вслед за рейтингом давление на телевизионщиков оказывает такой феномен, как современная реклама, влияние которой трудно переоценить. Создание рекламных роликов – творческий, целенаправленный процесс. Не забывая о своей информативной задаче, реклама часто становится своеобразным художественным телепроизведением, созданным по канонам драматургии. Телереклама играет важную социальную роль, так как создает стандарты поведения для отдельной личности и универсальный уровень жизни для общества в целом.

Абсолютно новая профессия на отечественном телевидении (без которой раньше вещание неизвестно как обходилось) – продюсер. Она вобрала в себя черты и редактора, и главного финансиста-бухгалтера, и юриста-адвоката. Продюсер на телевидении – это производитель, организатор передачи, доверенное лицо компании, студии, редакции. Он осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль за процессом ее создания, несет ответственность за соблюдение договоров с производителями, отвечает за соответствие передачи этим условиям.

Продюсеру нередко приходится заниматься брендингом – новой для нас сферой деятельности, цель которой – разработка фирменного стиля канала, формирование оригинального имиджа отдельной программы, отличающего ее от конкурентов. Он должен уметь находить спонсора рубрики, цикла, передачи, фильма. Это, как правило, рекламодатель, целиком покупающий программу и осуществляющий определенный контроль над ней.

Много усилий продюсеру приходится уделять «паблик рилейшнз» (PR), то есть взаимосвязи телеканала с общественностью, направленной на формирование и поддержание его благопристойного образа, на убеждение аудитории в благотворном влиянии его вещания на жизнь общества. Основное средство PR – обеспечение полной информированности СМИ, организация презентаций, благотворительных акций и прочих социальных ритуалов.

Озабоченность материальным и финансовым обеспечением своего телепроекта вынуждает продюсера вникать и в рекламную деятельность вокруг него, добывать через рекламу средства для реализации творческих замыслов создателей передач. Эта область деятельности, требующая юридических знаний и умения общаться с разными людьми, настолько специфична, сложна, что можно смело говорить о рождении такой новой специальности на телевидении, как сотрудник рекламной службы.

Новое поколение работников телевидения в России в основном пришло не из специальных учебных заведений, а из самых разных областей человеческой деятельности. Как всякие законные и незаконные наследники, они решали для себя прежде всего вопрос «От какого наследства мы отказываемся?» Справедливо были отброшены государственный и партийный монополизм, цензура, ограничение свободы творчества, подавление инициативы снизу, безусловное подчинение местного вещания указаниям из центра. Но часто отказывались от тех творческих и технических достижений прошлых лет, которые могли бы им пригодиться.

На смену многим явлениям советского прошлого пришли новые, немыслимые ранее принципы и подходы, которые властно внедрились в ежедневную практику вещания, стали его основой. Это, во-первых, мотивы извлечения прибыли, обеспечение хотя бы элементарного финансового выживания телекомпании; во-вторых, переоценка роли рейтинга в определении успешности передачи, в оценке вклада в конкуренцию между  каналами, а главное, в завоевании симпатий рекламодателей; в-третьих, недооценка опыта предшественников, неумение по-хозяйски воспользоваться творческим наследием и фондом отечественного вещания; в-четвертых, некритическое обращение к формам и жанрам зарубежного телевидения, использование их без чувства меры, что неизбежно набивает оскомину у миллионов зрителей, пытающихся найти своеобразие каждого канала вещания.

Многие из этих проблем связаны с недостатком профессионализма работников вещания. Да и откуда было взяться, скажем, специалистам по рекламе и продюсированию, когда самих этих явлений в нашей стране не существовало?
Обострение кадровой проблемы во многом связано со сменой поколений телевизионщиков. Многие телекомпании сознательно не брали в штат профессионалов, имеющих опыт работы на государственном вещании. Считалось, что этот опыт сковывает инициативу, усиливает самоцензуру, заставляет работать с оглядкой на реакцию начальства и власти. Поэтому руководители частных каналов предпочитали брать на работу молодых, пусть неопытных сотрудников, профессиональные качества которых можно, как им казалось, заново сформировать, исходя из требований конкретной телекомпании. По данным исследователей СМИ, на начало 2005 года в телерадиокомпаниях России работало более 50 тысяч сотрудников, многие из которых пока лишь стремятся стать профессионалами.

Вот почему для нашей страны актуально создание системы подготовки и переподготовки кадров для современного телевидения, которая соответствовала бы сущности вещания, новым подходам в программной политике и тематической направленности деятельности телекомпаний.

Особенности общенациональной системы подготовки кадров для телевидения в современной России вытекают также из новых возможностей телевизионной техники, средств подготовки и передачи телерадиопроизведений, слияния телевидения со «Всемирной паутиной», утверждения он-лайновой журналистики, что в будущем ведет к киберпространству. Если мы хотим приобщиться к этому будущему, то необходимо уже сегодня проявить серьезную заботу об изменении подходов к профессиональной системе подготовки кадров для отечественного вещания.

Рождение и развитие новых образовательных технологий в сфере подготовки и переподготовки кадров делают более эффективной всю систему образования, так как обнажают главные тенденции, внутренние процессы, свойственные этой системе сегодня и ведущие ее в завтрашний день.

Реализация новых тенденций происходит в нашей стране, как и в большинстве других, в условиях недостаточно разработанной правовой базы профессионального обучения. А между тем решающий фактор развития системы образования, в частности в области ТВ и РВ, – это создание правового поля, определение возможностей и форм деятельности учреждений профессионального образования. Пора и нам, работникам этой сферы, проявить законодательную инициативу и внести в Госдуму свои предложения.

В некоторых странах Европы сегодня разрабатываются законы о профессиональном обучении, которые должны определить его принципы, дать современное толкование самим понятиям «образование» и «профессиональное обучение». Понятия эти взаимодополняющие и не могут существовать в отрыве друг от друга.
Среди целей и задач системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки главными можно считать следующие:
– обобщение знаний и опыта по эффективному обучению персонала в наиболее короткие сроки;
– выработка нормативов обучения и привитие слушателям требуемых навыков;
– развитие у слушателей навыков работы по обслуживанию и установке нового технического оборудования, его эксплуатации;
– стимулирование слушателей к накоплению опыта профессиональной деятельности, к совершенствованию знаний и умений;
– усиление мотивации обучения, раскрытие перспектив служебного продвижения для каждого слушателя;
– ознакомление слушателей с их юридическими правами и обязанностями внутри организации, а также с правилами техники безопасности, необходимыми на конкретном рабочем месте.

В гослицензию на вещание необходимо ввести такое новое обязательное условие, как сертификация кадров. Открывать новую или разрешать продолжать вещание действующей телерадиокомпании следует только при наличии у нее профессионально обученных кадров. Сертификация кадров как одно из условий выдачи лицензии должна найти отражение в будущем Законе о телевидении и радио.

Необходимо обобщение опыта и научных исследований, развитие профессионализма и новых подходов в самой системе повышения квалификации кадров. Живучей оказалась практика, когда кадровые службы на ТВ комплектовались из чиновников, имеющих опыт работы, лишь отдаленно напоминающий деятельность творческих организаций.
Следовало бы, скажем, раз в два года проводить общероссийские семинары, «круглые столы» по проблемам профессиональной работы в области повышения квалификации, по разработке профессиональных кодексов в ТРК, издавать сборники и статьи по итогам этих встреч. Можно было бы предусмотреть и участие в них специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

За последние годы коренные преобразования в обществе коснулись и науки о тележурналистике – фундамента профессионализма деятелей телевидения. Ушли в прошлое старые принципы партийности журналистики, возникли новые подходы как следствие развития демократии, свободы слова и информации.
К фундаментальным изменениям в теории тележурналистики можно отнести рождение и развитие новых жанров, основанных на диалоге участников передач между собой и со зрителем. Диалог стал основой многих, если не всех, жанров на телевидении.

Но вместе с положительными тенденциями в науке появились опасные субъективистские взгляды.   Так, некоторые журналисты стали утверждать, что, во-первых, весь советский период в истории отечественного телевидения был только черного цвета, во-вторых, эти горе-теоретики противопоставляют прошлый этап истории телевидения сегодняшнему, полагая, что подлинная журналистика на телевидении появилась только с их приходом. Отрицательную роль в становлении теоретических основ тележурналистики сыграла и слабость научных разработок в области истории отечественного вещания.
Борьба за повышение профессионализма работников телевидения идет с переменным успехом не только по причине теоретически неразработанных проблем, но и по причине новых процессов в обществе, затмевающих у журналистов соображения творческого характера. Бизнес вытесняет подлинную журналистику, а извлечение прибыли из СМИ становится главным смыслом существования телекомпаний. Устанавливаются неформальные связи между журналистами, политиками и олигархами в целях оказания взаимных услуг,  идет процесс переливания журналистских кадров из творческой сферы в иную, политическую, область деятельности.

Работа тележурналиста несет в себе огромный заряд публичности, который  может вознести его до небес, но может и похоронить раз и навсегда. Престиж профессии – дело тонкое. Его создают долго и коллективно, а роняют быстро и индивидуально.

Многие телеведущие, достигнув в своей деятельности вершин профессионализма, пришли к приятному для себя выводу о том, что они способны всерьез заняться большой политикой. Они забыли, что главной причиной их популярности стало телевидение и их способности овладеть этим искусством. Но, как выяснилось, этого маловато для того, чтобы надолго и прочно занять свое место в ряду политиков. А ведь иные из тележурналистов занимали весьма заметные места в рейтинге ведущих политиков страны, а депутаты, министры и прочие высокопоставленные чиновники почитали за честь прийти к ним в программу и подискутировать о настоящем и будущем нашей многострадальной страны. Когда же заря демократии стала стремительно гаснуть, этим доморощенным политикам дали пинком под зад: мол, каждый сверчок знай свой шесток. Потеряли  интерес к таким тележурналистам и зрители.

Сталкиваясь с ограничениями в свободе выражения своего мнения, не соглашаясь с порядками, напоминающими внутрикорпоративную цензуру на своем канале, журналист рискует прослыть в телесообществе малоуправляемым производителем информации и даже теряет надежду получить работу в другой телекомпании. Такая перспектива способна усмирить если не каждого, то многих. Как поступать в таких случаях школам и мастер-классам, где углубляются и обновляются знания телевизионщиков? Думается, надо не замалчивать существующую практику, а рассказывать о положительном опыте, который накапливает журналистика в борьбе с теми, кто душит свободу слова, готовность журналиста честно и открыто говорить с людьми.        Развитие профессионализма – единственный сегодня путь преодоления разрыва теории и практики реализации конституционной свободы слова в обществе переходного периода.

Продвижению профессионализма на телевидении противостоит сегодня и засилье рекламы, усиление влияния рекламодателей на программную политику телекомпаний. Из сетки вещания в этой связи выталкиваются культурно-просветительские и детские передачи, программы социального содержания. Тем самым сужаются масштабы и глубина творчества вещателей, нарастает опасность новой монополизации СМИ, умножаются случаи манипулирования общественным мнением.

Острейшую потребность в получении специального образования подтверждает анализ контингента слушателей ИПК, приезжающих с периферии. Сегодня на студиях небольших городов работают люди, как правило, не имеющие элементарной профессиональной подготовки как в области творчества, так и в современной техники. Частные высшие учебные заведения, которые уже начали подготовку специалистов для телевидения, с одной стороны, пока не удовлетворяют широких потребностей молодежи, а с другой стороны, еще не пользуются достаточным авторитетом и доверием.
Рост и падение профессионализма на телевидении происходит в процессе ежедневного производства программ. Одни учатся у опытных коллег, другие, надеясь на свой талант, индивидуально пробиваются к успеху, третьи ищут пути приобретения знаний в учебных заведениях.

Эта разнообразная, многоплановая работа основывается на личном творческом общении мастеров вещания со своими учениками, а стержнем ее является государственная система образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

В этой системе определенную и растущую роль играет Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, отметивший в 2005 году тридцатипятилетие своего существования.
Преимущества и особенности обучения в ИПК состоят в том, что на основе многолетнего опыта институт сумел сохранить и развить главные элементы государственной системы подготовки и переподготовки кадров:
а) логику и последовательность распространения профессиональных знаний на основе достижений современной научной мысли;
б) обеспечение научной, учебно-методической базы обучения собственной издательской деятельностью;
в) сохранение в учебном процессе устойчивых программ и планов, сочетание исторических традиций, опыта отечественного телевидения с современными методами вещания, что обеспечивается привлечением к преподаванию не только педагогов высшего уровня, но и «передовиков» современного телевизионного производства.
Своеобразие «телевизионной жизни» в том и состоит, что цветущие и авторитетные сегодня рубрики завтра уходят. Уходят в небытие, о них вспоминают лишь изредка. Но в них – творческий опыт, который преступно забывать и не развивать, который может стать опорой для новых поколений телевизионщиков. Вот почему ИПК изучает расцвет и закат прошлых и нынешних программ, секреты творчества их создателей. В этом мы видим залог нашей жизнеспособности, общественной полезности.
Наш подход к работе проявляется и в наборе форм обучения – от традиционных лекций и коллективных обсуждений просмотренных передач до деловых игр, выездных занятий в регионах. Завоевали большой авторит и Всероссийские семинары специалистов региональных телерадиокомпаний. Материалы таких семинаров опубликованы и доступны не только их участникам, но и всем специалистам. Новой формой обмена опытом и обучения стали традиционные фестивали-семинары центральных и местных телерадиокомпаний.     

При коллективном просмотре и обсуждении фильмов и передач слушатели не просто изучают опыт коллег, но и вырабатывают общие критерии художественного качества телепродукции. Они имеют возможность анализировать, сравнивать степень освоения новых технологий коллегами из разных организаций  и территорий. Основной принцип здесь – информация из первых рук. Фестивали-семинары являются активной формой повышения творческой квалификации и становятся все более популярными среди работников государственных и негосударственных телерадиокомпаний. В последнее время в них принимают участие более 60 компаний, направляющих на конкурс сотни телеработ.
Свое влияние на состояние работы с кадрами ИПК стремится обеспечить изданием и распространением научной и учебной литературы. Во всех региональных ТРК, на факультетах и отделениях журналистики российских вузов имеется специальная литература, изданная в институте.

На одной из научно-практических конференций мы пытались определить стратегию общества в области телевидения, суть и направления государственной политики в этой сфере, наметили основные принципы такой политики:
– Свобода и независимость СМИ от различных ветвей государственной власти, от финансовых монополий, стремящихся манипулировать общественным мнением.
– Равная ответственность телерадиокомпаний перед обществом и государством независимо от того, на какой форме собственности они основаны.
– Решающее значение международных соглашений и договоров при определении функций и конкретных задач ТРК по сравнению с законами России.
– Противодействие государства созданию монополии финансовых, а также криминальных групп в области СМИ.
– Государственная поддержка развития различных телерадио-компаний, основанных на коллективной, акционерной и частной формах собственности (особое внимание обращается на формирование региональной системы СМИ, наиболее полно отражающей интересы и запросы населения).
– Последовательная разработка государством правовых норм деятельности ТРК и их сотрудников, создание системы правовых норм, имеющих силу как на территории Федерации, так и в отдельных регионах, поддержка тенденции к саморегулированию деятельности ТРК и повышению действенности положений кодекса вещания, утвержденного в каждой ТРК.
– Невмешательство в программную деятельность ТРК, запрет какой бы то ни было предварительной цензуры. Это высший принцип политики государства в сфере электронных СМИ.

Вместе с тем государство, его органы в центре и на местах не только вправе, но и обязаны разрабатывать и осуществлять меры по распространению культурных и духовных ценностей, ограждению телерадиоаудитории от крайностей и ангажированности вещания, обеспечивать свободу слова и свободный доступ к информации в демократической России.
Государственные структуры должны не управлять телерадиокомпаниями, а лишь создавать условия – материальные, технические и правовые – для успешного их функционирования. В ходе реализации стратегических задач в области средств массовой информации центр тяжести все больше должен переноситься в область саморегулирования деятельности вещательных объединений, а исторической перспективной станет эволюционный переход от государственного управления СМИ вчера через государственное регулирование сегодня к саморегулированию их функционирования с помощью кодексов, хартий, правил поведения, принятых в интересах и прессы, и общества,  в будущем.

Необходимость такого саморегулирования в последние годы стала особенно очевидной, что привело к появлению Хартии российского телевидения и радиовещания, разработанной Национальной ассоциацией телерадиовещателей в апреле 1999 года. Не все одобрили этот документ, увидев в нем прежде всего средство ограничения свободы журналиста. Новая Хартия телевидения и радиовещания была подписана в июне 2005 года руководителями ряда федеральных теле- и радиоканалов. В ней подчеркивается, что журналисты добровольно берут на себя ответственность за ограничение свободы выражения крайних взглядов, отрицательно влияющих на модель поведения молодежной и детской аудитории.
Разработка моральных норм деятельности телерадиокомпаний  должна происходить в рамках правовых норм, освященных властью государства. Эти нормы станут основой работы СМИ, обеспечат подлинную свободу информации для новых поколений.

Телевидение могло бы стать мощным фактором ускорения демократического развития. Оно имеет такую природу, такие черты, которые выделяют его среди других современных социальных институтов. В самом деле, ни один из них не имеет таких органичных возможностей для достижения единства общества, выработки общероссийской идеи, как система телевещания, которая включает в себя взаимодействие центральных и региональных телепрограмм – этих каналов межнационального общения, обмена информацией между центром и субъектами Федерации. Сочетание общегосударственных и региональных интересов на телевидении отражает огромный потенциал его системообразующей силы, делающей страну государством, а жителей центра и окраин – равноправными гражданами, одинаково осведомленными о целях и делах власти, о состоянии всего общества.

Неисчерпаемые возможности для повышения эффективности не только информационного, но и всех разделов вещания на центральных каналах таятся в грамотном, тактически и стратегически оправданном отборе телепрограмм успешных региональных телекомпаний, которые строятся на близком аудитории местном материале, а демонстрация их на федеральных каналах не только поднимет авторитет и роль регионального вещания, но и обогатит вещание из центра национальным колоритом и достижениями самобытной культуры в регионах. Показ достижений местного телевидения приблизит общероссийское вещание к интересам аудитории, поможет преодолеть отчуждение миллионов людей от программ, перегруженных зарубежными сериалами, тематическим однообразием и моральным убожеством.
Понятие «качество информации» нередко присутствует в научных докладах, на всевозможных журналистских собраниях, на встречах депутатов с избирателями и т.п. Значительно реже можно встретить серьезные попытки раскрыть содержание этого понятия, проанализировать составляющие его отдельные элементы и их взаимодействие.

Действительно, порой нелегко определить, какие из характеристик понятия «качество информации» являются главными. Это – объективность, правдивость, достоверность сообщений, их актуальность и оперативность. Но практика постоянно свидетельствует, что источником высокого качества информации и доверия к ней аудитории в первую очередь является профессионализм журналистов.

Новости

В институте

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

15/12/2016
23-я Региональная конференция ИНПУТ

15/12/2016
НАШ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ

15/12/2016
Высокая оценка наших cоседей

14/12/2016
«Инженер транспорта» об Академии медиаиндустрии

08/12/2016
Мастер-класс на 1 Канале

08/12/2016
ПОЗДРАВЛЯЕМ !

08/12/2016
На VI фестивале «Интеграция»

04/12/2016
КИПРАС МАЖЕЙКА В КАЗАХСТАНЕ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука